«…машина резко взмыла вверх, раздался металлический треск, моторы захлебнулись, а в кабине закрутился конец оборванного троса. На штурвале исчезли нагрузки. Черт возьми! Я громко и крепко выругался. На мгновение меня оставили силы, руки безвольно обвисли, голова откинулась на подголовник. Все! Конец!..»
Так проходил один из боев дальнего бомбардировщика Василия Решетникова. Летчик совершил 307 боевых вылетов, был дважды сбит. Он бомбил Берлин, Данциг, Будапешт, Кенигсберг, когда эти города еще находились в глубоком тылу. Рассказываем, через что пришлось пройти на фронте молодому летчику и как проходил один из самых трудных его полетов.
Из резервного полка в боевой
В авиацию Решетников попал по комсомольскому призыву в 1936 году. Василий встретил Великую Отечественную инструктором резервного полка. Он пытался попасть в боевую часть, однако его не отпускали. «Рассудку вопреки я все искал оправдания моим порывам. Немцы уже под Москвой и Ленинградом. Как же можно было нам, военным летчикам, видевшим свой первейший и святой долг в защите Отечества, отсиживаться в тылу?» - вспоминал летчик.
В конце 1941 года в резервный полк прибыл майор Шевцов, который отбирал людей для отдельного ночного дальнебомбардировочного полка. Решетников не заинтересовал прибывшего командира, тогда Василий попросил его провести с ним ночной полет. Шевцов согласился, в ходе вылета Решетников продемонстрировал все свои летные навыки. В результате майор согласился взять Василия в боевую часть. Однако командир резервного полка был против и не пропускал приказы о переводе Решетникова. Когда Василий узнал об этом, он решился на дерзкий план. Решетников тайно улетел в боевую часть из резервного полка на бомбардировщике, который приземлился на аэродроме.
В декабре 1941 года началась его фронтовая жизнь. Второй боевой вылет 24 января 1942-го едва не стал последним. Решетников в составе группы из четырех самолетов должен был нанести удар по Смоленску. Основной проблемой было то, что вылет проходил днем в ясную погоду, когда бомбардировщики были отлично видны вражеским истребителям. Из-за мороза двигатель самолета старшего лейтенанта Анисимова не завелся. Другой бомбардировщик через несколько минут после взлета вернулся на аэродром, летчик сослался на неисправность моторов, хотя, как потом проверили техники, все работало штатно.
Полет без шансов на возвращение
В итоге на задание отправилось только два экипажа: Решетникова и командира группы Радчука. Несмотря на то, что по приказу требовалось атаковать Смоленск, Радчук повернул на Вязьму. Он понимал, что до Смоленска им не удастся дотянуть, а на станции Вязьмы находилось множество эшелонов. Связи между экипажами не было, Решетников понял замысел своего товарища, но решил во что бы то ни стало идти на Смоленск. Вот что вспоминал об этом Василий Васильевич:
«И вдруг обожгло: ведь бросил командира! Не дай бог, с ним что-нибудь случится. Такие штуки ведомым в боевых условиях не прощают. Но ведь и боевая задача — Смоленск, а не Вязьма — снова искал я себе оправдание».
Решетникову удалось выйти на смоленский аэродром и успешно отбомбиться. На обратном курсе он попал под удар «мессеров». Экипаж спасло то, что они летели в сторону солнца по кромкам деревьев, вражеские истребители потеряли бомбардировщик из виду. В ходе воздушного боя Рещетников потерял ориентировку, пришлось садиться на другой аэродром, Его экипаж вернулся в часть к вечеру, когда все уже считали бомбардировщик погибшим.
Из группы не вернулся самолет Анисимова, у которого изначально не запускался двигатель. Когда он прогрелся, его экипаж в одиночку вылетел на задание и погиб. «Только тут я понял, что на старте ожидали вовсе не мой экипаж — на нем уже был поставлен крест, а наше возвращение — это как «явление Христа народу». Ждали Анисимова. По расчету времени он мог еще держаться в воздухе. Но пришел конец и расчету. Анисимов так и не вернулся…» - вспоминал Решетников.
Летчик - Герой Советского Союза
Впереди Решетникова ждали вылеты на Берлин, Штеттин, Будапешт, Кенигсберг. Вот как летчик вспоминал вылет на немецкую столицу:
«И вот под нами Берлин. Там, внизу, поблескивают взрывы, кое-где уже полыхают пожары. Штурман Петр Архипов находит цель. Сброс! «Бомбы пошли, командир», – докладывает он. «Гостинцы» рвутся вдоль станционных сооружений. Вдруг – резкая вспышка и яркий всплеск пламени. Во что мы угодили? Что там было на земле? Об этом так и не узнали. Уже на выходе из зенитного огня нам в хвост вцепились два ночных «мессершмита». Я тут же сбросил газ. «Мессеры» проскочили мимо и исчезли в темноте, потеряв нас. Больше мы их не видели».
В годы войны самолет Решетникова был дважды сбит, один раз из-за грозы его Ил-4 упал над вражеской территорией, но летчик смог выйти к своим. Всего он совершил колоссальное число боевых вылетов – 307. За свои заслуги Василий Васильевич Решетников награжден множеством орденов и медалей, в том числе удостоен звания Героя Советского Союза. Фронтовик прожил 103 года, скончался 20 марта 2023-го.
Узнать больше о вкладе советских людей в Победу вы сможете на экспозиции «Подвиг Армии».
#МузейПобеды #ПодвигАрмии