Найти тему
Театр на Юго-Западе

Театр на Юго-Западе: Евгению Бакалову- 60!

Евгений Бакалов. ©Фотограф Е.Терентьева
Евгений Бакалов. ©Фотограф Е.Терентьева

Самая известная фотография из спектакля 2007 года «Царь Эдип»: человек в современном костюме пытается прорваться сквозь тяжёлые створки железных ворот. На его лице словно застыла античная маска трагедии. В этой замеревшей мизансцене сосредоточен весь смысл Софокловой фабулы целиком. Сыграть эту маску страдания, вмещающую все до неправдоподобия правдоподобные изгибы судьбы фиванского царя Эдипа, мог, по мнению постановщика Валерия Беляковича, только Евгений Бакалов. Режиссёр признавался, что долго «подступал» к древней трагедии и терпеливо ждал актёра, который сможет оживить её через века.

Царь Эдип - Евгений Бакалов. Спектакль "Царь Эдип". ©Фотограф В.Игнатова
Царь Эдип - Евгений Бакалов. Спектакль "Царь Эдип". ©Фотограф В.Игнатова

Заслуженный артист РФ Евгений Бакалов был «изваян» создателем для актёрского поприща. Благородная осанка, особый поворот головы, тонкая кость – таких в советское время охотно брали на роли белогвардейцев. В облике артиста есть «нерв», во взгляде прозрачная отстранённость. Кому-то приходится играть эти качества, подëргивая щекой, глядя «сквозь стены». Евгений Васильевич «получил» эту натуральную психологичность внешности, как приданое к таланту и судьбе. Будто однажды было свыше повелено – «ты актёр»!

21 год службы в Пензенском областном драматическом театре им. А.В. Луначарского подарил череду ролей завидных и звёздных. И жену – актрису и звезду того же театра Татьяну Городецкую. Одну навсегда.

Когда в Пензе появился Валерий Романович Белякович и занял ведущего актёра театра в своих постановках, вдруг стало невозможно обходиться без бушующей энергии спектаклей основателя «Юго-Запада». Режиссёр и актёр, как «рыбак рыбака» увидели друг друга издалека и почувствовали на расстоянии. Супруги перебрались в Москву. Не для «доблестей, и подвигов, и славы» на столичных сценах, а для ежедневной трудовой и творческой жизни на юго-западной окраине большого города.

В текущем году Ланцелоту пензенской и Мастеру московской сцены исполняется ровно 60. Его личный праздник удваивается 20-летием беззаветного служения легендарной «юго-западной» сцене и началом пятого десятка яркого служения актëрскому ремеслу.

Мастер - Евгений Бакалов. Спектакль "Мастер и Маргарита". ©Фотограф Екатерина Терентьева
Мастер - Евгений Бакалов. Спектакль "Мастер и Маргарита". ©Фотограф Екатерина Терентьева

Не так давно актёр осознанно и честно простился с ролью, которой отдал долгие годы – с булгаковским Мастером. Это был особенный Мастер, погружённый в «скрытую сторону жизни», тихий, как предзимний лес, одухотворëнный до безразличия ко всему, что не имеет отношения к созиданию. Любящий то ли свою загадочную, неуëмную Маргариту, то ли Музу в её лице. Мастер без возраста, почти бесплотный в своей тонкой пластике. Со взглядом, устремлённым в небо и окрашенным его синевой.

Конечно же, рыцарская внешность всегда облагораживала героев Евгения Бакалова и могла бы стать определëнной границей в распределении ролей. Если «На дне», то, разумеется, Барон или Сатин. Если «Макбет», то гордый военачальник Банко, если «Игра в Наполеона», то маршал Бертран. В «Тиле» он снова генерал, но не только - ещё и прекрасный, самоотверженный Клаас.

Роли с «военной косточкой» к счастью не стали амплуаобразующими. Нет и не было на «юго-западной» сцене лучшего Пигмалиона (спектакль «Куклы») – одновременно и Карабаса-Барабаса и волшебника. Как неожиданно точно актëр античной красоты вписался в роль быдловатого медбрата Бореньки по прозвищу Мордоворот в «Вальпургиевой ночи»! В восстановленном спектакле «На дне» Евгений Бакалов играет Луку – роль противоречивую, которую просто необходимо прожить в себе, чтобы достичь с героем консенсуса и примирения. Лука у Евгения не блажен и не пустословен. Он искренне верит в свою убаюкивающую и обволакивающую правду и в то, что она поможет выжить не только ему. И мнится: такого Луку встречает на своем пути однажды каждый из нас.

Пигмалион - Евгений Бакалов. Спектакль "Куклы". ©Фотограф Михаил Гутерман
Пигмалион - Евгений Бакалов. Спектакль "Куклы". ©Фотограф Михаил Гутерман

В одном из премьерных спектаклей Театра на Юго-Западе «Средство Макропулоса» Евгений Бакалов играет адвоката Ярослава Пруса. Удивительно, как идëт актёру эта роль! Изящный, ироничный, живой житель Праги начала 20 века. Именно чех и никто другой. В этом кроется истинное чудо мастерства, когда артист так знает своего героя, что может сыграть даже национальность, не прибегая к акценту, народному костюму, к этническим стереотипам. Играть, верно, тонко, пользуясь только талантом, опытом, наследием учителей – для артиста Евгения Бакалова это закон профессии. Единственной и любимой.

Прус - Евгений Бакалов. Спектакль "Средство Макропулоса". ©Фотограф Екатерина Терентьева
Прус - Евгений Бакалов. Спектакль "Средство Макропулоса". ©Фотограф Екатерина Терентьева

С кинематографом у Евгения давняя и большая дружба. Сегодня можно смело утверждать, что редкий сериал обходится без его участия. Врачи, генералы, преступники – более 200 киноролей уже скопилось в творческом багаже артиста. Если же захочется взглянуть на юного начинающего Бакалова на экране, то стоит освежить в памяти старую советскую комедию «Женатый холостяк» (1982, реж. Владимир Роговой) или драму «Тростинка на ветру» (1980, реж. Виктор Аристов). Роли в этих дебютных картинах достались эпизодические, но зато в какой достойной актёрской компании!

У Евгения Васильевича есть одна «пламенная страсть»: в театре, в кругу друзей и среди профессионалов в сфере массмедиа он известен как высочайшего полёта меломан. Артиста редко увидишь без наушников, он буквально живёт под музыку самых разных стилей и эпох. Его домашняя фонотека является одной из самых обширных в стране. Об этом, разумеется, не мог не знать Валерий Романович: Евгений был основным поставщиком музыки к его спектаклям. И сейчас к нему обращаются как к истинному знатоку мира музыки не только коллеги и друзья, но и редакторы многих музыкальных радио и телепрограмм. Например, Евгений Бакалов снабжает музыкальным материалом большинство телепередач на канале Культура.

Когда наступили времена карантина, актёр признавался, что скучает по театру. Не потому, что дома сидит без дела – Евгений из тех, кто и гвоздь вобьëт, и поломку устранит. Просто иногда на сцене вдруг начинает казаться, что возраст берëт своё, что изменяют силы и «не пора ли нам пора»? Но стоит отодвинуть от себя театр, как жизнь неотступно «кренит» в сторону затоптанных деревянных подмостков, к разноцветью софитов, к дыханию зала. И в такие моменты только жена Татьяна Городецкая знает, как усмирить внезапную рассеянность, волнение и разбег мыслей, стремящихся к тесной гримёрке и к привычному глубокому вздоху перед погружением в полутёмное таинство сцены.