Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

«Кёнигсбергская красавица» и Великая чума.

Фольклор и городские легенды ярче и красочней, нежели историки, рассказывают нам о судьбах людей и событиях. Вот и сказание о «Лёбенихтской (Кёнигсбергской) красавице» описывает один из самых страшных периодов в истории Пруссии. Главное – правильно понять эту легенду. Впрочем, ваши выводы могут не совпадать с моими, ибо фольклор тем и прекрасен, что не может быть однозначным. Далее привожу свою версию этого сказания, этакий собирательный образ, т.к. знаю минимум 4 варианта, сохранившихся в фольклоре Германии, Польши и Литвы.

История эта переносит нас в Кёнигсберг конца XVII - начала XVIII веков и начинается с того, что местный шорник (специалист по изготовлению конской упряжи) из Лёбенихта (город, где проживали ремесленники, обслуживающие замок и жителей Альтштадта) в один день похоронил свою жену и дочь. Но следующей ночью ему под дверь подкинули новорожденную девочку. Убитый горем мастер взял девочку в дом и воспитывал как родную, посчитав случившееся божественным знаком.

С каждым годом девочка становилась всё краше, у неё были выразительные голубые глаза и красивые светлые волосы. Небеса вознаградили шорника за милосердие - заказы посыпались как из «рога изобилия». Имея неплохой доход, он отдает девочку в дорогую школу.

После этого и начались проблемы. Влюбился в красавицу сын чиновника из Альтштадта. Осыпал её дорогими подарками, угрожал расправой всем другим ухажёрам, но красавица твердила одно: не Люблю тебя, чувства мои невозможно купить. Захворал «мажор», бился в горячке и ни один лекарь не мог помочь. Поплохело и родителям, когда они узнали, что горе сердечное связано с дочкой какого-то шорника – семейства не их ранга и статуса.

План Кёнигсберга. Рядом с замком - Альштадт, восточнее - Лёбенихт.
План Кёнигсберга. Рядом с замком - Альштадт, восточнее - Лёбенихт.

В ответ мать юноши решила отомстить ни в чём не повинной девушке, используя излюбленный метод аристократов – интриги. Черех свою прислугу и работников, живущих в Лёбенихте, распустила слух о том, что красавица эта не простая - послана на землю самим сатаной, а кто ею овладеет, станет безумно богатым.

И началось! Мужчины всех возрастов стали охотиться за «Лёбенихтской красавицей». Увлеклись до того, что забывали про работу, детей и жён. Некоторые даже вешались от тщетных попыток соблазнить девушку. Отец спрятал свою приёмную дочь на чердаке, а всем рассказал, что она уехала в другой город.

Спустя несколько месяцев, обозлённые женщины, потерявшие от этого помешательства мужей и кормильцев, ворвались в дом шорника и нашли девушку. Схватив её и связав, отвели к реке Прегель и утопили.

Не помогло – число смертей только выросло. Согласно городской легенде, каждую ночь дочь шорника в свадебном белом платье приходила в дома мужчин из тех домов, что стояли вдоль реки и уводила с собой в кирху без окон, где их ждал чёрный монах. В районе алтаря была скамья и две петли. Когда «избранник» накидывал петлю себе на шею, «Лёбенихтская красавицы» бросалась на него и повисала. Вот такое убийственное «венчание».

На утро мужчин находили в собственных домах повешенными. Самоубийц не хоронили на городских кладбищах, только за чертой города. И даже там не хватало мест. Всё это продолжалось примерно 2 года и потом само собой прекратилось …

-3

А теперь давайте попробуем понять, память о каких событиях в истории Кёнигсберга пытались сохранить современники для будущих поколений. Известно, что в начале XVIII века в Восточную Пруссию пришла, как её потом окрестили, - Великая чума. В период с 1709 по 1711 года провинция вымерла более чем на половину, в Кёнигсберге численность населения сократилась на треть.

Пасторы на своих проповедях неизменно повторяли, что это кара небес за то, что человек погряз в неге и безнравственности, плотское возобладало над духовным. Может поэтому в легенде и появляется образ сына богатенького чиновника – «мажор», считавшего, что ему всё можно, даже овладение девушкой, которая его не любит?

-4

Под «самоубийцами» скорее всего подразумевались умершие от чумы. Ведь их действительно запрещено было хоронить на общих погостах, тела выносили за городские ворота и бросали в братские могилы, засыпая щелочью.

Получается, что образ «Лёбенихтской красавицы» - это и есть аллегория на чуму, которая стала карой для жителей Восточной Пруссии за их злобу друг к другу и отказ от христианских ценностей.

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.