7 февраля 2023 года в лицее №10 г. Химки одна 11-летняя девочка 126 раз ударила ножом другую. Рассказываем, что произошло.
Что случилось
Оля (имя изменено) и Соня учились вместе в 5 классе, какое-то время девочки дружили. Однажды, Соня рассказала всем в школьной столовой секреты, которые ей доверила Оля — после этого девочки перестали дружить. Утром 7 февраля Оля взяла из дома кухонный нож, в школе позвала Соню в туалет во время урока и множество раз ударила её этим ножом.
Соня потеряла много крови, хирурги 4 часа зашивали раны и переливали кровь девочке. Какое-то время было не ясно — выживет Соня или нет. Сейчас её жизнь вне опасности — Соне предстоит долгосрочная медицинская и психологическая реабилитация.
Общество разделилось, у всех разные мнения о виновниках трагедии: кто-то считает, что нужно наказать саму Олю, другие, что её родителей, а третьи винят школу. Закон на стороне последних:
- Согласно п.3 ст. 1073 ГК — в случае, когда ребёнок, который нанёс вред, находился под надзором школы, за вред причинённый этим ребёнком отвечает школа
- Также по п.7 ст.28 закона «Об образовании» школа несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
Следственный комитет возбудил два уголовных дела: по факту покушения на убийство, второе — по факту халатности должностных лиц лицея. Родители Сони также подали иски о компенсации морального вреда. Классного руководителя девочек уволили, также ей может грозить и лишение свободы. Администрация школы даёт формальные ответы и перекладывают вину на родителей Оли.
Мнения участников трагедии
Мама Оли Светлана (имя изменено) в шоке. Женщина рассказывает, что её дочь ранее не вела себя агрессивно, с детства с удовольствием играла с племянниками, дружна со старшей сестрой.
Согласно Светлане, Олю травил учитель по истории, а Соня рассказала всем в школе секреты Оли, из-за чего девочки перестали дружить. Светлана предполагает, что дочь долго носила в себе эти переживания, которые в итоге выплеснулись в этот ужасный случай. Светлана не снимает с себя ответственность за произошедшее, но считает, что и школа должна признать ответственность — «ребёнок по 8 часов каждый день находится в школе». Со слов Светланы Оля очень раскаивается, и переживает за Соню.
Одна из учительниц поддерживает мнение Светланы и хорошо отзывается о семье Оли :
«Семью Оли я знаю 10 лет — я была классным руководителем их старшей дочери. Семья благополучная, мама состоит в родительском комитете, всегда принимала активное участие в жизни класса. Светлана интересовалась жизнью дочери, видно было, что мама и дочь любят друг друга, что это близкие люди. »
Часть общественности, которая согласна с такой позицией настаивают — обязанность учителя не только обучать детей, но и проводить воспитательную работу. Однако все, кто занят в школьном образовании подчёркивают, что учителя завалены тонной бумажной работы и общаться с детьми и замечать их состояние им просто некогда. А школьных психологов либо просто нет, либо они появляются в жизни учеников один раз — провести тест по профориентации. Нужно менять подход к образованию, а не ставить металлоискатели и обыскивать детей на входе — устранять причину, а не следствие.
_____________________
Родители Сони не настроены столь же дружелюбно по отношению к Оле и её семье — они считают Светлану и её мужа безусловно виновными в трагедии, ровно как и администрацию школы. Семья Сони подала два иска о компенсации морального вреда — этим они хотят не только покрыть расходы на реабилитацию Сони, но и в корне изменить ситуацию.
Елена, мама Сони:
Помочь семье Сони взялась адвокат Виктория Дергунова. Виктория — президент благотворительного фонда «Юристы помогают детям», а также соавтор законопроекта о буллинге (травле):
Мнение специалиста
Из-за чего ребёнок может поступить так жестоко?
Комментирует психолог ТыНеОдна — Шведова Анна, гештальт психолог, когнитивно-поведенческий терапевт:
«Первое, что нужно сказать — для диагностики такого ребёнка (Оли), мы слишком мало знаем. Что точно необходимо сделать прямо сейчас, так это привести Олю к психологу или психиатру.
Говоря об агрессии в целом — агрессия необходима любому человеку для отстаивания своих границ и потребностей. В норме люди соизмеряют свою силу влияния на других. Но иногда мы видим несоответствие реакции (гиперреакцию) на раздражитель. Более того, раздражитель может быть только в голове у человека и отсутствовать в реальности. Например, с такими проявлениями сталкиваются люди пережившие серьезную травму и получившие посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Такой человек будет думать, что защищает себя, проявляя агрессию, хотя в реальности угроза отсутствует.
Еще одной причиной может быть копирование поведения значимых взрослых. Очень важно изучить контекст семьи и школы — ту среду, где ребёнок проводил больше всего времени. Альберт Бандура (канадский и американский учёный, изучал подростковую агрессию) проведя эксперимент с куклой Бобо, подтвердил, что дети часто копируют агрессивное поведение взрослых, при чём не обязательно мамы и папы.
Также, причиной такого поведения могут быть в особенности нервной системы ребёнка: дети с нарушениями в работе нервной системы могут хуже переносить нагрузки — как физические, так и психические — и из-за этого реагировать агрессивно.
Различные расстройства личности могут проявляться в детском и подростковом возрасте повышенной возбудимостью и агрессивностью. Это не заболевание, как таковое, такие расстройства не лечатся таблетками и относятся к расстройствам характера. Но своевременное их выявление способствует лучшей адаптации такого ребёнка в социуме.
Многие исследователи в подобных ситуациях сходятся на совокупности факторов: особенности развития головного мозга + влияния среды.
В любом случае, важно понимать, как до этой трагедии складывалась жизнь Оли, как она взаимодействовала с учителями и другими детьми, какие отношения она выстраивала, было ли до этого агрессивное поведение?»
Важно знать каждому
Про травлю
Если вы хотите знать больше о том, как помочь своему ребёнку адаптироваться к школе, как бороться с травлей или как её предотвратить обратитесь к нашим коллегам из Травли.Нет.
Проект «Травли.Нет» помогает детям, родителям и учителям формировать безопасную среду в школе, а также учит справляться с последствиями травли.
Команда ТыНыОдна призывает всех родителей не довольствоваться ответом «нормально» на вопрос «как дела в школе?». Пожалуйста, не обесценивайте детские проблемы — то, что вам сейчас кажется мелочью, может быть глубокой трагедией для вашего ребёнка.
Про ПТСР
Все ученики химкинского лицея сейчас потеряли чувство безопасности — как им приходить в школу каждый день, если они знают, что может произойти такое страшное событие?
При таких трагедиях помощь нужна не только пострадавшему, но и свидетелям. В психологии даже есть такой термин «травма свидетеля». При переживание подобных драматических событий у человека может развиться ПТСР.
ПТСР – это посттравматическое стрессовое расстройство. ПТСР возникает если человек стал участником или свидетелем события, которое несло реальную или воображаемою угрозу жизни, здоровью или физическому благополучию. Также может возникнуть, если человек пережил интенсивный страх, ужас, беспомощность.
Как определить, что у вашего ребёнка ПТСР? Он будет проживать травмирующее событие снова и снова в виде одного или нескольких проявлений:
- Интрузия – повторные «проваливания» без всякого на то повода: повторяющиеся сны, потеря контакта с реальностью.
- Избегание:
попытки избегания разговоров, мест, людей, связанных с трагедией;
снижение интереса к ранее любимым занятиям;
снижение эмоциональной чувствительности. - Гиперактивность:
трудности при засыпании, вскакивание ночью;
вспышки гнева, раздражительности;
плохая концентрация внимания;
ощущение, что постоянно что-то угрожает – человек всегда «на стрёме»;
вздрагивание, испуг.
Насилие в обществе не изживает само себя — оно будет повторяться и самовоспроизводиться. И так будет до тех пор, пока ценность человеческой жизни не будет признана государством и обществом. Потому что насилие невозможно победить насилием.