Найти в Дзене

Основа техники сбора букета во флористике

Оглавление

Нужна ли техника и школа в современной флористике?

«У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом», — сказал когда-то французский писатель и литературный критик Анатоль де Франс

Каждый художник и профессионал заинтересован в росте своего мастерства. Чтобы писать картины, нужны не только кисти, краски и холст, необходимо учиться рисовать и всё время совершенствовать технику, чтобы полотна наполнялись утонченностью, гармонией и красотой большими, чем раньше.

Для того, чтобы расти в искусстве флористики, мы постигаем мастерство, изучаем красоту, гармонию, естественность, воспитываем в себе ответственность, трудолюбие, чистоплотность, бережливость, аккуратность.

Основа мастерства флориста при сборе букета включает два основных направления:

  • Техника владения сбором букета;
  • Предварительная подготовка и уход за срезанным цветком.

В чем смысл владения хорошей техникой сбора букета?

Все просто: чем лучше ваша техника, тем большего успеха в выбранном направлении вы достигните.

В любом деле существует много задач и основная- справится с любой сложностью. Чем выше ваше мастерство, тем меньше остается вопросов, которые вам не под силу.

Что еще дает хорошая техника:

  • качественный красивый букет- цветы ложатся верно, внутренний порядок выражается во внешней красоте;
  • легко управляете цветком. Любой «каприз» и любая новая задача вам по плечу;
  • с повышением скорости «не ломается»;
  • даже при наличии усталости не теряете мастерство;
  • при больших объемах работы растете, отточив и закрепив технику;
  • становитесь уверенным и успешным флористом.

Основная идея техники в работе с естественным букетом на своей ножке - работа с цветком через зелень и добавочные растения, которые создают внутри букета стаффажный каркас с воздухом, защищающий цветы от травм и гниения, что значительно повышает возможности управлять цветами, варьировать формой букета и улучшает его качество.

Основные техники сборки букетов

Существуют два основных вида техники сборки букета на своей естественной ножке: параллельная и спиральная. Некоторые флористы не придерживаются ни одной из них, распределяя и складывая цветы, как нравится, и скрепляя анкором. Для продаж возможен и такой ход действий, но для учебы, роста и профессионализма - недостаточно.

Параллельная техника

Параллельная техника основана на складывании стеблей параллельно друг другу. Применяют для цветов с толстым стеблем, таких как амариллисы, каллы; в некоторых случаях гиацинтов, фрезий и других; для транспортировки, особенно когда на цветах ещё много своей листвы; и некоторые мастера пользуются ею для сборки свадебных или вертикальных букетов. Я редко собираю букеты в этой технике, только в особых случаях. Основным нюансом является сохранить соцветие и открыть его для зрителя, если оно больше ножки в диаметре, располагая цветы выше и ниже друг друга. Если соцветия небольшие или на стеблях еще много зелени, то они могут располагаться и на одном уровне. Для скрепления букета необходимо использовать анкор или скотч. Этим способом легко овладеть самостоятельно.

Спиральная техника

Спиральная техника- это основа работы с цветами и букетами в коммерческой флористике.

При такой технике, цветы в букете удаляются от центра по спирали.

Спираль помогает справится с самой главной проблемой — головка цветка превышает размер стебля; управляет цветком — ставит его в нужное место — это ваша возможность задавать композицию букета и место цветка в ней.

Рекомендации для освоения спиральной техники

  • На первом этапе учитесь собирать спираль на столе (с опорой).

На заметку! Если вы работаете правой рукой, а держите букет в левой, то каждый цветок в нем имеет наклон сверху вниз слева направо.

  • В классической спирали цветы идут по диагонали сверху вниз слева направо. Второй цветок кладём на первый под наклоном, третий — на второй (между вторым и первым цветком), четвёртый — на третий (между третьим и первым) и так далее.
  • Постоянно проворачивайте букет, придерживая второй рукой.
  • После уверенной «спирали с опорой» пробуйте «спираль на весу».
  • Следите за ровностью цветов в шапке букета, периодически поправляйте.
  • Перевязывайте букет, когда теряете контроль, постепенно вы будете уменьшать количество перевязок. Изначально можно фиксировать основу будущего букета.
  • Выбирайте небольшой «угол спирали», угол, который создаёт наклон цветка относительно вертикали, это даст вам много возможностей в дальнейшем. При сильном угле наклона цветка букет большим собрать не получится, это ограничит ваши возможности, цветы в скором времени пойдут «на излом».
  • Начинайте учиться с монобукета, постепенно увеличивайте число компонентов, добавляйте зелень.
  • Крепко связывайте букет только после выравнивания, по завершению.
  • Для удобства и лучшего качества работы используйте пластиковую ленту для перевязки, и острые флористические ножницы, чтобы подрезать букет.

Спиральная техника - это первая ступень и начало любого флористического пути, овладев ей, можно смело идти вперед, познавая цветочное искусство все глубже, постепенно совершенствуя «спираль» и углубляясь в особенности работы с разным объем цветов и их индивидуальными характеристиками, накладывая на технику свой индивидуальный почерк.

-2

Мои находки и советы по работе с зеленью

Работа с зеленью- это моя отличительная и сильная сторона, которая создала мою флористику, открыла большие возможности и преимущества, и помогла принести в мир цветов свой уникальный стиль.

Какие же функции в букете выполняет зелень?

В первую очередь, придаёт красоту букету; сохраняет целостность цветка; помогает варьировать форму букета; увеличивает размер букета; меняет стиль композиции; увеличивает вазостойкость букета; завершает и оформляет букет; сохраняет форму букета при транспортировке и многие другие.

Цветы как хрустальные вазы, которые так нуждаются в бережном обращении.

Каждый раз, когда у меня возникает сложная ситуация при сборе букета, например, нежные и плотные стебли соприкасаются друг с другом, я думаю: «Ну как собрать его без стаффажа?.. Это ведь так опасно для цветов! Они как хрустальные вазы». Стаффажная зелень бережёт цветы. Я понимаю, что небольшие цветочные магазины, особенно в маленьких городах, не имеют возможности заказывать зелень из-за спроса и ассортимента, высокой цены, отсутствия её необходимости, но всё же информация и понимание этого вопроса могут быть интересны в плане общей культуры флористики и глубины составления букета.

Стаффажная зелень — это то, что даёт возможность управлять цветком. В процессе сборки возникает много сложных ситуаций, которые можно корректировать зеленью. Если эти задачи не решать, то букет не получится таким, каким вы его задумали, это большое преимущество даже без учёта качества сборки, транспортабельности, вазостойкости, возможности разбора букета и других.

Особенности работы со стаффажной зеленью

  • Стаффаж может не касаться воды, эта зелень устойчива к отсутствию влаги, со временем она засохнет, не испортив вид букета. В идеале- стаффаж внутри, а декоративная зелень видна (у меня были случаи, где цветы оказывались устойчивее стаффажа, это не сильно испортило букет, думаю, об этом переживать не стоит).
  • Из зелени к категории стаффажа я отнесла: салал, рускус, фисташку, самшит, лавровишню, папоротник и другие.
  • Зелень следует ставить по спирали вместе с цветами, не попадая листвой в перевязку, ниже связки стебли должны быть чистые как у цветов, так и у зелени.
  • Зелень идет по направлению из центра.
  • Выше связки с цветов необходимо убирать только плохую листву, если она гниёт или вянет в букетах (эустома, ромашка, гипсофила, грин белл и др.) и если она мешает сборке.
  • Всегда перевязывайте букет, когда теряете контроль. Постепенно вы сможете делать это всё реже и реже.
  • Не ставьте при начальном обучении твёрдые и мягкие стебли рядом. Тренируйтесь и учитесь на монобукетах, постепенно увеличивая число компонентов.
  • Выравнивайте букет. Начинайте обучение с умения собрать букет с ровной шапкой, для этого постоянно проворачивайте букет, собирая цветы по спирали, один за другим ставя в букет, выравнивая верхнюю шапку букета.
  • Выберите форму букета. Если форма закругленная — постепенно снижайте уровень цветка относительно центральной точки, тогда букет будет иметь мягкую округлость. Можно постепенно выводить цветок наверх, делая букет более плоским, увеличивая его диаметр. Такой способ подходит для работы с большим количеством цветов, для придания большего размера; для раскидистого букета или для букета в упаковке.

Скрытая работа. Зачем зелень, если она не видна в букете?

Иногда стаффажная, или рабочая, зелень не видна в букете, но она выполняет все те же важные функции.

  • Бережет нежный и хрупкий стебель цветка от травмы.
  • Естественным образом увеличивает размер букета.
  • Увеличивает вазостойкость букета, благодаря тому, что создает воздушную прослойку: стебли не соприкасаются друг с другом и от этого не гниют.
  • Защищает крайние цветы.
  • Не позволяет букету «схлопываться» при перевязке. Создает объем и увеличивает размер букета. На заметку! Если вы искусственно за счет слабой фиксации в месте сборки увеличиваете размер букета, то цветы сместятся при транспортировке и букет потеряет форму.
  • Сохраняет форму букета. Если вы превязываете, а не склеиваете, то стаффаж отлично фиксирует цветок в нужном положении. Склеивание несет ряд слабых сторон: в букете нельзя варьировать формой, под склеивающей лентой цветок гниет),

И это далеко не полный список важной и такой незаметной функции зелени в букете.

Почему цветы нужно ставить правильно сразу, и чем опасна постановка цветов в букет сверху?

Букет на своей ножке собирается по спирали с последовательной постановкой цветка один за другим. Если при такой сборке вы будете работать с зеленью, то легко сможете варьировать формой букета. В последовательной постановке цветка внутреннее содержание букета обретает правильный рисунок спирали, что выражается во внешней форме. При использовании зелени вы легко можете воплощать любые задуманные идеи и композиции, ведь цветком управляете вы, как художник с палитрой, который распоряжается цветом своей картины, потому что может создать на ней любой тон.

А вот постановка цветов сверху (если букет на своей ножке без каркаса), может вносить в работу отрицательные последствия.

  • Нарушается спираль. Визуально вы ставите цветок в нужное место, но технически внутри не попадете в то место, где ему должно быть отведено оно логически, и это нарушит сборку. При правильной работе со спиралью, при необходимости вы легко сможете найти цветок снизу, если его придется подправлять.
  • Возможная травма соседнего цветка, и цветка, который непосредственно вставляете, а если вставляете шпажку, то можно, к тому же, поколоть мягкие стебли (например, гиацинта или амариллиса).

Я прием «постановки цветка сверху» использую крайне редко, как исключение, но иногда. Владение одним приемом не исключает полностью другой, случаи бывают разные.

-3

Хранение и обработка цветка

Мастерство в технике сопровождается умением хранить, обрабатывать и подготавливать цветы, чтобы они сохраняли свою свежесть в букетах и композициях как можно дольше, тем самым повышая качество вашего товара или художественного произведения.

Настоящий профессионал никогда не опустит этот важнейший вопрос во флористике, именно он является отражением истинного владения и знания цветов. Сильная сторона настоящего художника- хорошо делать даже то, что скрыто от глаз, и является всего лишь подготовительной или черновой работой.

Работа с цветами это не только творчество, это большой, но интересный труд. Цветов бесчисленное множество, и каждый требует определённого подхода. Я постаралась выделить некоторые общие принципы приёма, обработки и хранения цветка и отдельные особенности некоторых видов.

Практические рекомендации по хранению цветов.

  • Холод- самый главный щит флориста. Без холодильника никуда, в нём в цветах замедляются процессы жизнедеятельности. Холод сохраняет.
  • После обработки цветка его необходимо подрезать и убрать в холод отпиваться в бумаге или в открытой вазе. Свежесрезанные цветы отпаиваются также, обязательно в холоде.
  • В плотной плёнке цветы не дышат, исключите хранение в плёнках, обрабатывайте и переупаковывайте цветы при поставке в бумагу, если не требуется другое при большом объёме и спросе.
  • Храните цветы в бумаге, она защищает от прикосновения, увядания и сквозняка кондиционера, но не допускайте ее намокания.
  • Чистая вода — залог здоровья цветка! Чаще меняйте воду, никакие химические добавки вас не спасут!
  • Храните цветы в чистой посуде, регулярно мойте её с моющими средствами для посуды.
  • Цветы с нежными лепестками храните в открытом виде, в сосудах, которые оптимально поддерживают стебель.
  • Освобождайте стебли, попадающие в воду, от зелени, чтобы уменьшить их гниение в воде.
  • Счищайте лишнюю зелень, чтобы не нагружать цветок, особенно ту, которая вянет на стеблях (ромашка, грин белл и другие).
  • Если соцветия нежные, не убирайте зелень, при хранении в бумаге, она защищает цветы от соприкосновения с бумагой или пленкой (эустома, маттиола и другие).
  • «Паршивая овца всё стадо портит». Убирайте и своевременно находите испорченные цветы, гниль распространяется и по цветку, и на соседние цветы.
  • «Детки» многих цветов раскрываются и растут (ранункулюсы, астры, ромашки и другие), собирайте и ухаживайте за ними.
  • Не храните цветы плотно друг к другу, не набивайте ёмкости и пачки, так вы усиливаете вероятность гниения. Цветам нужен кислород.
  • Цветы старайтесь хранить отдельно по видам или по степени замутнения ими воды.
  • Цветы, которые растут после срезки: тюльпаны, гиацинты, анемоны и другие. Будьте с ними особенно внимательными, своевременно подрезайте.
  • Герберы любят достаток воды. Ствол гиацинта становится жестким в достатке воды, а если вы оставите его с корнем, то он начнёт сильно расти. Чтобы тюльпаны не росли, не подрезайте их сразу, храните в темноте в бумаге.
  • Цветы, подворачивающие стебли, как одуванчики, необходимо укрепить снизу анкором, обклеив стебель по окружности.
  • Цветы любят руки, обрабатывайте руками по мере возможности;
  • Без бумаги ароматные цветы теряют запах.
  • Теплолюбивые цветы типа гортензии и сирени храните в бумаге.
  • Стаффаж храните во влажной среде в закрытом пакете или герметичном контейнере.
  • Цветы, которые приходят в закрытом состоянии, необходимо «открыть» в тепле, подрезав и поставив в достатке воды. После «открытия» смените воду и уберите в холод.
  • Цветы, предпочитающие тепло, например, антуриум, орхидея и стрелиция храните в тепле, каждый день меняя воду.
  • Розы. Храните розы в бумаге голова к голове (или в заводской пленке, если расход цветка и темп продаж высокий), без упаковки она быстрее открывается и увядает. Если вы предпочитаете открытые розы в работе, тогда да, лучше без упаковки, но учитывайте, что срок хранения сокращается. Если роза пришла в сухом виде, обязательно отпоите ее в достатке воды, в бумаге, чтобы головы были ровными и бутоны имели небольшую свободу, после отпаивания, переставьте в емкость с меньшим количеством воды, иначе голова может начать гнить.
  • Цветок срезанный «до времени» зрелости, не откроется с вероятностью 99 %, никакие химические добавки, кипяток и прочее ему не помогут, с течением времени он засохнет или завянет, потому что слишком мал, чтобы раскрыться...
  • Если стебли цветка слишком мягкие для обработки и долго были без воды, то сначала отпоите цветы, обернув бумагой, и только потом обработайте, иначе сломаете.
  • Не ленитесь перебирать цветы и менять воду в вазах, это залог здоровья цветка, и вашего успеха
Учитесь и открывайте мир природы и флористики, читайте и скачивайте мои книги бесплатно на https://www.litres.ru/author/katya-vorobeva/
Больше информации вы сможете найти в других статьях в моем журнале на Дзен.
А применить эти знания на практике вы легко сможете научиться по моим видеокурсам.
Более 50 уроков помогут вам отрыть мир флористики и освоить профессию или внести в нее новые умения и идеи.
Цена полного курса 990 руб.
Подробнее на сайте https://flowersbalance.ru/school
Доступ к урокам не ограничен по времени.