Произведения русской и зарубежной классики услышали 22 марта липчане в исполнении Луганского академического симфонического оркестра. В его составе играют действующие военнослужащие, защищавшие города и сёла Донбасса. Одни снова взяли в руки музыкальные инструменты после ранений, другие поехали на гастроли во время отпуска, а потом вернутся «за ленточку».
Перед концертом они рассказали «Липецкмедиа», что значит для них музыка и как коллектив выстоял в 2014 году во время вооруженного противостояния за Луганск.
Тогда начались обстрелы города, и коллектив мог распасться. Часть музыкантов с семьями и детьми переехали в Северодонецк, другие встали на защиту Родины. Поэтому перед началом нового концертного сезона художественному руководителю симфонического оркестра Татьяне Корецкой пришлось по крупицам собирать коллектив.
– Летом 2014 года нам нужно было подготовить концертную программу ко Дню города, а в оркестре элементарно не хватало музыкантов, – рассказала Татьяна Корецкая. – И тогда я стала просто бегать по городу, по старым адресам, искать знакомых музыкантов, которые уже вышли на пенсию. За ударные уговорила сесть композитора Александра Харютченко. Он ученик Арама Хачатуряна, писал музыку ко многим фильмам, но начинал карьеру как ударник. В тяжёлое для Луганска время Александр как раз вернулся в родной город и согласился снова взять в руки барабанные палочки.
И для музыкантов, и для жителей Луганска концерт ко Дню города в сентябре 2014 года стал большим событием. Существовала опасность, что снаряд прилетит в Дом культуры, где выступал Луганский симфонический оркестр, но, к счастью, этого не случилось и зал был полон.
– Программу составили так, чтобы поднять боевой дух жителей Луганска, вселить надежду на лучшее. Атмосфера была настолько наэлектризована, что во время исполнения «Солнечного круга» зрители плакали, – рассказала Татьяна Корецкая.
В непростой 2014 год за дирижёрский пульт встал Александр Щуров, который прежде играл на ударных инструментах.
– На пороге нового музыкального сезона город оказался в блокаде, – рассказал главный дирижер Луганского академического симфонического оркестра Александр Щуров. – В Луганске отключали свет и воду, перемещение по некоторым районам было ограничено, но мы не могли подвести своего зрителя.
По словам Александра Щурова, зритель Луганского симфонического оркестра воспитан на классической музыке. В городе живет много интеллигенции, которая остро нуждалась в поддержке.
– Музыка помогает грустить и радоваться. В наше нелёгкое время это тот универсальный язык, который связывает всё здравомыслящее население планеты, – говорит дирижёр. – Оркестр Луганской филармонии был образован в победный 1945 год. После возвращения домой фронтовики брали в руки музыкальные инструменты. В наше время история повторилась.
Уже в октябре 2014 года в оркестр вернулись некоторые музыканты. Концертмейстер группы ударных инструментов Георгий Анфилогов взял в руки барабанные палочки после ранения.
– После военных действий поменялись ценности, ещё больше полюбил свою работу, – сказал Георгий Анфилогов.
На вопрос о музыкальных предпочтениях луганчан он отвечает, что зритель в Луганске любит тишину и спокойствие, потому что этого не хватает.
Регулятор группы фаготов Александр Бобошин был командиром отделения, защищал Каменку, имеет медаль за взятие Мариуполя. Раньше в его подчинении воевало семь бойцов.
– Сейчас углы стали острее и вкус жизни – ярче, –- говорит Александр Бобошин.
Он окончил Харьковскую консерваторию, играл в джаз-бенде, много гастролировал, но события повернулись так, что пришлось надеть военную форму и защищать свою землю.
Но и на передовой музыка сопровождала Александр Бобошина. Чтобы поднять боевой дух, даже пели «Крылатые качели».
– А ещё устраивали для местного населения концерт к 9 Мая. Часть бойцов стояла в оцеплении, а другие – пели, – рассказал Александр Бобошин. – Во время исполнения песен мы сами отдыхали душой. Музыка была чем-то незыблемым, она давала силы. Ведь, как говорили герои фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»: «Всё – преходяще. А музыка вечна!».
Трубач Герман Гудевич отправился на гастроли прямо с боевых позиций. В составе военного оркестра он почти каждый день выступает перед бойцами за ленточкой. Пока у него временный отпуск, Герман искренне радуется возможности увидеть новые города, побывать на экскурсиях.
– Гастроли – это большая радость для артиста, здесь можно вздохнуть спокойно. Хотя страх, конечно, никогда не уходит. Когда выступаем на позициях, то слышим, как работает артиллерия. Бывает, на барабане ударят резко, и сразу вздрагиваешь, – говорит Герман Гудевич.
Герман – потомственный музыкант. Он пошёл по стопам отца, в детстве выбрал трубу и окончил Академию культуры и искусств имени М. Матусовского. Солист, лауреат международных конкурсов, после гастролей он снова отправится поддерживать дух бойцов на боевых позициях.
Музыканты Луганского симфонического оркестра открыли гастрольную программу в Липецке увертюрой из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Они представили зрителю известные произведения русских классиков – Сергея Прокофьева, Петра Чайковского, Александра Бородина, Михаила Глинки и Арама Хачатуряна, а также европейских композиторов – Джузеппе Верди, Антонина Дворжака, Иоганнеса Брамса. Гастроли прошли в рамках проекта Министерства культуры РФ и Московской государственной академической филармонии «Всероссийские филармонические сезоны». После Липецка музыканты отправились в Москву.