Найти в Дзене
Russian Travel Guide

Царскосельский «Арсенал» — мир готической романтики

Пышное барокко Екатерининского дворца, античные статуи и затейливые очертания прудов — все это великолепие Царского Села хорошо известно. А вот ощутить магию настоящей таинственной готики можно, углубившись по главной аллее в соседний Александровский парк. Там среди тенистых деревьев спрятался настоящий островок средневековья — Павильон Арсенал. Его контуры копируют павильон Кренборн-Тауэр в английском поместье Шрубс-Хилл.

Арсенал. Фото: culture.gov.ru
Арсенал. Фото: culture.gov.ru

Этот облик павильон приобрел в 1834 году по приказу императора Александра I, повелевшего перестроить стоявшее на этом месте обветшавшее барочное строение. Его преемник – император Николай I – превратил Арсенал в настоящий замок, наполнив его удивительными коллекциями старинного оружия, европейского и восточного. И сегодня в Арсенале можно увидеть абиссинские кривые сабли и марокканский кинжал, африканские стрелы, которые смачивались ядом и самурайский шлем, ну и конечно – разнообразные рыцарские доспехи.

А любопытнейшая картина Ораса Верне «Царскосельская карусель» проиллюстрирует вам одну популярную царскую забаву – историческую конную реконструкцию. На полотне изображена рыцарская карусель 1842 года, состоявшаяся в честь серебряной свадьбы Николая I и Александры Федоровны. По воспоминаниям современников, участникам шествия пришлось нелегко: «Кавалерам латы даны были из Арсенала. Надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии управляли лошадью. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся». Таким образом, романтическая рыцарская карусель выглядит таковой лишь на картине. В реальности зрители буквально изнемогали от смеха, наблюдая, как закованные в железо «рыцари» пытаются сохранить лицо. В результате дамы подарили свои платки тем из них, которые больше всего рассмешили.

Царскосельская карусель. Эмиль Жан Орас Верне, 1843.
Царскосельская карусель. Эмиль Жан Орас Верне, 1843.