Крымская война показала, что нарядная форма служила отличной мишенью для противника. Поэтому последовали некоторые изменения: появились серые шинели, мундиры стали шить из темных материалов, убрали яркие султаны, плюмажи (в основном в пехоте), изменили длину сюртука, сделав его длинным, до бедер, без фалд.
АЛЕКСАНДР II И ЕГО УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА
Медные каски оставили лишь у гвардейцев, кирасир и улан; в принципе, вся форма приобрела более универсальный вид. Постепенно совершенствуя покрой формы, военному интендантству удалось разработать обмундирование, более удобное в носке. Форма стала просторнее, что позволило нижним чинам поддевать теплое белье в случае наступления холодов. На шинели был отложной широкий воротник, закрывающий уши и часть лица во время метели. Армейский мундир стал однобортным, шаровары заправлялись в сапоги.
Огромным достижением оказались введенный для пехотных войск удобный башлык, отлично зарекомендовавший себя в зимние время, а в летнее – обыкновенное кепи, бескозырки, как на флоте, и фуражки для офицеров.
Военная реформа 1874 года вместо подневольного рекрутства закрепила законом всеобщую воинскую повинность, что увеличило общую численность армии; в то же время обмундирование весомо подорожало и требовало значительных средств. В связи с низким уровнем солдатского жалованья военнослужащим нижних чинов выдавалось обмундирование за счет государства. Ремень, портупея, ранцевые ремни стали узкими и темного цвета.
Последовательная унификация одежды привела к исчезновению различий между родами пехоты (гренадерами, егерями, фузилерами). Затронула она и форму в кавалерии (улан, драгун).
Части отдельных воинских подразделений, сформированные на новых началах и определенные в качестве вспомогательных, были переданы в состав дивизий: пионерские, инженерные, саперные, где получили с небольшими отличиями общевойсковую форму.
ИНТЕРЕС К РУССКИМ ТРАДИЦИЯМ
Вступивший на престол Александр III представлял собой внушительную фигуру; любитель русской одежды, еды и проводник самостоятельной внешней политики разбудил у нации интерес к русским традициям и истории. Прекрасно осведомленный о прежней форме, созданной на принципах красоты и подражания иностранному обмундированию, государь начал очередное преобразование армии.
«Русскому человеку без бороды никак не можно», – жаловались солдаты офицерам, и государь разрешил иметь бороду, усы, бакенбарды с единственным ограничением – аккуратно подстриженными. Затем был разработан армейский мундир с небольшим стоячим воротником, с прямой спиной и бортом без кантов, а для гвардии – косой борт с кантом, цветной воротник и окантованные обшлага. Драгунские полки (кроме гвардии) получили аналогичный, но чуть укороченный мундир. В кавалерии отменили все виды металлических касок, переодев (опять же кроме гвардии) в новую общевойсковую форму.
На смену узким штанам выдавались широкие шаровары, заправляемые в высокие сапоги и имевшие одинаковый с мундиром цвет. Кавалерия носила серо-синие шаровары. Были упразднены бобровые воротники, пелерины, армия получила единую унифицированную шинель серого цвета. На шинели и мундире отсутствовали пуговицы, форма застегивалась с помощью крючков, которые легко перешивались, давая возможность подогнать мундир по фигуре. Кроме того, крючки в солнечную погоду, в отличие от медных пуговиц, не давали зайчиков и лишали противника мишени-ориентира при стрельбе из ружей.
Шапки изготовлялись из крашеных овечьих шкур и были сшиты по лекалу древней боярки. Надо отметить, что недостатком головных уборов являлось отсутствие на шапке и кепи козырьков, которые давали бы возможность вести стрелкам точный огонь в солнечную погоду.
Армейские кепи стали шить с цветными околышами. В любой дивизии первый полк имел красный околыш, второй – синий, третий – белый, четвертый – черный. Погоны для первых двух полков были красными, для второй бригады – синими. Гвардия, артиллерия и саперные войска носили красные, а стрелки малинового цвета погоны. Дивизии отличались номерами, цифры которых можно было увидеть на погонах.
В 1879 году по распоряжению императора для солдат была введена одежда, привычная для крестьян, – гимнастерка, форму которой «предложила» русская косоворотка. Офицеры получили долгожданную легкую форму: белые кители и чехлы на фуражках.
ОБМУНДИРОВАНИЕ ПРИ НИКОЛАЕ II
Император Николай II, несмотря на реальную угрозу надвигающейся войны, все же начал проводить масштабную реформу военного обмундирования. Вместо перевооружения армии император, любитель смотров, даже вернулся к эпохе Александра II, возвратив кавалерии нарядную форму. Армейский однобортный мундир без пуговиц он заменил красивым, сшитым в талию двубортным с цветным кантом по борту.
Цвет формы для кавалерийских полков в любой дивизии был закреплен по номерам: № 1 носил красную форму, № 2 – синюю, № 3 – белую; лишь отдельные части, имевшие значительные боевые заслуги, например Кавалергардский полк, сохранили форму, имевшую свой традиционный цвет.
Одним из новшеств стало постоянное ношение обыкновенных фуражек для южных округов, но вместо околыша начали делать цветными тульи, на которых крепился небольшой металлический двуглавый орел. Всем нижним чинам на кепи прикрепляли козырьки. Армейским офицерам вместо кожаной портупеи вновь стала выдаваться нарядная галунная.
В армии за каждым родом войск был закреплен свой цвет: в пехоте темно-зеленый, в кавалерии для улан, казаков и жандармов – синий, у кирасиров – белый, для гусаров – красный и светло-зеленый.
После поражения в Русско-японской войне и огромных потерь в 1907 году вместо суконного кителя был введен летний однобортный китель с воротником-стойкой, с карманами на груди и боках защитного цвета, сшитый по американскому образцу, застегивающийся на пять пуговиц.
Были внесены коррективы, касающиеся местной специфики: в Сибири произвели замену шапок на более глубокие папахи, закрывающие уши от мороза. В Средней Азии выдавали дополнительно полотняные назатыльники, предохраняющие от солнечных ударов. На Кавказе было разрешено ношение теплых бурок и мягких сапог вопреки уставной форме.
Приказом по военному ведомству № 218 для нижних чинов всех воинских частей ввели походную рубаху русского покроя (косоворотку). Ее шили из неворсованного мундирного сукна защитного цвета, без карманов, со стоячим воротником, застегивающимся у левого плеча на две пуговицы. Рубаха снизу не подрубалась, а обрезалась по лекалу. На плечи походной рубахи пристегивались съемные двусторонние погоны, одна сторона которых была из приборного сукна, а другая – из сукна защитного цвета. Во время военных действий погоны носились кверху защитным цветом, а в мирное время переворачивались.
В 1913 году императором была утверждена форма летнего обмундирования – спецодежда офицера-летчика и обыкновенная форма одежды нижних чинов авиационных частей. Первая состояла из пробкового шлема, кожаной куртки и брюк, перчаток с раструбами и ботинок с крагами. Пробковый шлем, обтянутый светло-коричневой кожей, состоял из тульи, утолщенного околыша, козырька и наушников.
Через год русские летчики, наряду с кожаными куртками и шлемами, вне службы стали носить английский френч. Авиаторский френч отличался от привычного армейского френча тем, что имел открытый ворот для ношения галстука под воротничком рубашки.
Первая мировая война показала преимущество и удобство френча перед русским кителем. Китель, названный в честь английского генерала Джона Френча, имел свою особенность: мягкий отложной или стоячий воротник, застегивающийся, подобно гимнастерке, на пуговицу. Френч на спине у талии имел регулируемый по ширине обшлага хлястик, накладные карманы на груди и полах.
В 1915 году для российской армии стали закупать у Франции защитные стальные шлемы, а к концу войны было налажено и собственное производство солдатских касок, значительно превосходящих по боевым характеристикам каски союзников.
Революцию 1917 года российская армия встретила в самой различной форме; на фронтах носилось даже то, что оставалось на вещевых складах от реформы сухопутных войск Александра III.
ОБМУНДИРОВАНИЕ ПРИ ВРЕМЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Военный министр, будущий диктатор Александр Керенский, ориентируясь на собственный вкус, сшил себе форму: что-то среднее между френчем и армейским мундиром. Очень быстро штабные офицеры переняли новый покрой военной формы.
Из всех родов войск только русский флот сохранил уставную форму, но Керенский приказал ее перешить. Так появились китель с застежкой на крючках, карманы без закрывающих клапанов, а борта кителя стали обшиваться черной тесьмой. Не имея образцов формы и ее покроя, обмундирование перешивали по наитию, что привело к различным несуразицам и лишило флотскую форму единообразия. Сохранилась фотография командующего Черноморским флотом адмирала Колчака. Его офицеры одними из первых надели новую форму, утвержденную приказом Гучкова (члена Временного правительства); отличительной деталью на фуражке стала замена над кокардой двуглавого орла красной пятиконечной звездой.
По приказу Временного правительства военнослужащие стали носить новый тип погон, на которых можно было увидеть различные эмблемы, например череп и кости ударного женского батальона смерти Марии Бочкаревой, а на рукавах гимнастерок появились нарукавные нашивки командиров (с завитком) и их помощников (без завитка).
Военная одежда царской армии сохранилась и у белогвардейцев. Новшеством стало деление полков по цвету погон и околыша фуражек. В память о погибших командирах на погонах были вензеля с начальной буквой фамилии командира. Так, букву «К» носил Корниловский ударный полк, «М» – Марковская артбригада, «Д» – Дроздовские полки.
Красная армия первоначально не имела собственной формы и одевалась в то, что имелось на воинских складах, но на папахах прикреплялась красная лента, на рукаве красная повязка, ее нередко заменял красный бант на груди. Обувь – ботинки с обмотками, изредка сапоги; гимнастерка и шинель являлись бывшей царской формой для нижних чинов.
В 1918 году руководство РСФСР начало вводить новую форму. Первым ее элементом стал защитного цвета суконный шлем со звездой, утвержденный приказом Реввоенсовета республики от 16 января 1919 года, получивший неофициальное наименование «богатырка». Ее начали носить красноармейцы Иваново-Вознесенка, где в конце 1918 года был сформирован отряд Фрунзе. Позднее шлем прозвали «фрунзевка», но окончательное наименование в вещевом довольствии утвердилось в 1-й конной армии под названием «буденовка». Не лишне заметить, что ее нарисовал для Красной армии художник Виктор Васнецов. Реформа военного обмундирования для вооруженных сил Красной армии началась только по окончании Гражданской войны.
«Секретные материалы 20 века» №9(343), 2012. Виктор Лобачев, журналист (Санкт-Петербург)