Найти в Дзене

Виталий Доронин. Что же остается от такой жизни?

Продолжение. Начало тут

Так вот об актрисе Александре Васильевне Поповой. Она же Александра Васильевна Невдахова, она же Александра Гергардовна Гардер, она же Алла Гардер, она же Александра Гергардовна Попова, она же Александра Васильевна Давыдова-Субоч. Женщина с уникальной судьбой.

Родилась 8 января 1917 г. в Царском Селе. Отец, Василий Невдахов, жандармский полковник, служил в личной охране императора Николая II. Когда родилась дочь, ее решили назвать в честь императрицы Александры Федоровны. Императрица узнав о желании родителей девочки, стала ее крестной матерью. Полковник Невдахов сопровождал императора в последней его поездке на фронт, где генералитет принудил Николая отречься от престола. Император вернулся под конвоем в Царское Село, а жандармский полковник Невдахов пропал без вести. С тех пор о его судьбе ничего не было известно.

Мать с Александрой уехали в Крым в поисках отца и мужа. Там Вдовствующая императрица Мария Федоровна, за которой англичане прислали военный корабль, предложила им ехать с нею в эмиграцию. Но Невдаховы остались.

Много им пришлось пережить приключений. После Гражданской войны мать Александры, по национальности немка, вышла замуж за российского немца Гернгарда Гардера, работавшего в американской организации АРА, занимавшейся помощью голодающим в России, который усыновил девочку. В 1932 г. Гергарда репрессировали. А дочь бывшего жандармского полковника и репрессированного "американского шпиона" поступила в театральную студию и по ее окончанию под псевдонимом Алла Гардер стала одной из самых перспективных молодых киноактрис СССР.

После начала Великой Отечественной войны Алла Гардер с фронтовой артистической бригадой отправилась на фронт. Попала в окружение. Артистов эвакуировали, а она осталась медсестрой в медсанбате. Командование запросило командарма 10 армии Западного фронта генерал-лейтенанта Василия Попова — куда делась актриса Алла Гардер. Он нашел ее в медсанбате. Между ними возник роман и они поженились. Так появилась генеральша Александра Васильевна Попова и актриса Алла Попова.

После войны Александра Попова много снималась, в основном в эпизодических ролях. В 1967 г. ее муж скончался, и она вышла в 1968 г. замуж за актера Леонида Давыдова-Субоч, он знаменит ролью Алеши в фильме по пьесе Розова в "Добрый час!". Она была старше его на 16 лет, но в 51 год родила в этом браке дочь. Умерла в 87 лет, успев написать книгу воспоминаний "Проделки судьбы. Воспоминания крестницы императрицы Александры Федоровны." Тут фактуры хватит на пару авантюрных сериалов. И ничего не надо нынешним "кинотвАрцам" из пальца высасывать

Но возвращаемся к Виталию Доронину. Сейчас много пишут, что он не доиграл. Конечно, по сравнению с нынешними ..., которые скачут из одного сериала в другой, и имеют многие десятки ролей, а еще больше шальных денег, может Доронин и не доиграл. Хотя по советским меркам он был очень успешный и театральный и киноактер. Несколько десятков очень заметных ролей в театре и кино. Абсолютная узнаваемость и любовь зрителей. Мощная фактура, стать и обаяние. Ну, кто из современных ..., у которых во рту мухи сдохли, в голове вакуум, а в глазах зеленые дензнаки может с ним сравниться, что от них останется в памяти зрителя — только скандалы, интриги, расследования.

А у Доронина. что ни роль — то в память. Вот поручик Борейко из спектакля Малого театра "Порт Артур".

-2

А это трагическая роль участкового инспектора, младший лейтенант милиции Семен Ковалев из известной пьесы Бориса Васильева "Самый последний день". Пьеса о последнем дне перед уходом на пенсию бывшего фронтовика, очень хорошего человека Семена Ковалева, который прощается с делом своей жизни, обходит напоследок свой участок и гибнет в финале от рук бандитов. Доронин играл эту роль в очередь с Жаровым, но телеверсию спектакля сняли с участием Михал Иваныча. А Доронин смотрелся бы трагичнее.

-3

Очень запоминающаяся у него роль в советско-югославском фильме "Попутного ветра "Синяя птица", 1967 г. Фильм получился каким-то в лучшем смысле "голливудским". Великолепный актерский состав — знаменитый мим Борис Амарантов, играющий наркокурьера, очень популярная в СССР югославская певица Радмила Караклаич, поющая шикарную "Песню о первой любви" Андрея Петрова.

И загадочный капитан парусника в исполнении Доронина, выглядящий как голливудская кинозвезда первого разряда.

Долго вспоминал на кого же он тут похож. Да ведь на такого же обаятельнейшего, брутального мачо с щеточкой усов — на Кларка Гейбла.

Нет, с ролями у Доронина было все в порядке. Все что он мог, все, что от него зависело, он сыграл и сыграл очень достойно, оставшись в памяти благодарного зрителя. А то, что не сыграл, так это такая актерская судьба. Но была одна роль, которую Доронин мечтал сыграть — царя Федора вв пьесе А.Е. Толстого "Царь Федор Иоаннович".

Казалось эта мечта может осуществиться после прихода в 1970 г. в Малый театр главным режиссером Бориса Равенских, у которого Доронин был одним из самых любимых актеров, который поставил спектакли, где актер сыграл свои лучшие роли - "Свадьбу с приданным" и "Власть тьмы". Доронин попросил его, как старого друга поставить пьесу А. К. Толстого "Цари Федор Иоаннович".

А еще в этом спектакле хотела сыграть роль царицы Ирины Руфина Нифонтова. И завязался клубок банальных театральных интриг. Доронин хочет сыграть царя Федора, Нифонтова царицу Ирину, но при этом в паре с Иннокентием Смоктуновским, который собирается играть эту роль во МХАТе. Нифонтова специально поехала в Ленинград уговаривать Смоктуновского. Уговорила. Но играть царицу Ирину Равенских назначил свою жену, актрису Малого театра Галину Кирюшину. И Доронину отказал. Наверное, не поверил, что тот сможет сыграть трагическую роль царя Федора, которого обычно представляли каким-то блаженным, хотя достоверных характеристик о нем в истории не сохранилось.

В итоге Равенских остановился на Смоктуновском, предлагая тому сыграть в стиле его князя Мышкина. Но тот сыграл что-то типа Гамлета. Спектакль стал одним из знаковых для Малого театра. Но Доронин навсегда рассорился с не поверившим в него Равенских, а для Нифонтовой он вообще перестал существовать, хотя в 1977 г. Равенских вернул должок, снял с роли Любови Яровой Быстрицкую и назначил Нифонтову. Но в 1980, когда Равенских уже не работал в Малом, он возвращался с женой домой. В том же подъезде жила и Нифонтова. Равенских стал подыматься по лестнице и у него случился сердечный приступ, от которого он тут же на месте и умер. К Нифонтовой забежали ее подруги, сказали, что только что на лестнице умер Равенских. Та ответила:"Царствие небесное",- и ушла в квартиру.

Но все-таки у Доронина случилась роль, которой он доказал, что может сломать сложившийся в отношении его стереотип. Последней его ролью была роль Иудушки Головлева в спектакле, поставленном в Малом театре Евгением Весником "Господа Головлевы". Один из самых мерзких образов в русской классической литературе. Почти образцовый образ Порфирия Головлева был создан Владимиром Гардиным в советском художественном фильме 1933 года. Вызывает просто физическое отвращение.

-6

И вот теперь русский богатырь, красавец и просто обаятельнейший мужчина Виталий Доронин должен был сыграть одного из самых мерзких героев. Режиссер Евгений Весник хотел,чтобы Иудушка был не сразу противен зрителю, чтобы поначалу даже вызывал симпатию, потому эта роль и была поручена Доронину.

Парадоксальное сочетание внешне обаятельной, вполне располагающей к себе фигуры артиста с отвратительным внутренним миром его героя произвело ошеломляющее впечатление. И это была не внешняя парадоксальность. Актер сумел органично сплавить противоречащие, казалось бы, друг другу черты в едином характере. В этом и была сила и новизна художественного открытия Доронина.

Полтора года шла тяжелейшая работа над спектаклем. Как вспоминал сам Весник

Однажды на рыбалке мы молча сидели рядом, поглядывая на неподвижные поплавки. Каждый думал о своем. И вдруг Доронин вскочил. Его глаза, лицо, фигура выражали страдание, отчаяние, боль. — Где?! — закричал он, протягивая ко мне руки. — Где все? Это было так неожиданно, что я не сразу понял, в чем дело. — Ты что, с ума сошел? — отпрянул я от Доронина и тут же понял: «Где все?» — финальная реплика Порфирия Головлева, вдруг прозревшего, увидевшего всю свою жизнь разом и кающегося в своем иудстве. — Окуни где, я спрашиваю?! — тут же с лукавой и одновременно смущенной улыбкой свел Доронин свой внезапный порыв к шутке. Это было настоящее творческое озарение, пришедшее вдруг, в момент, когда артист вроде бы и не думал о роли. Подсознание «выдало» ему давно знакомый, но еще не найденный на репетициях результат. В спектакле этот кусок стал одним из самых сильных. Наверное, Доронин предчувствовал, что Иудушка Головлев — его последняя работа. Помню, на последней генеральной репетиции он сказал: — По-моему, это моя последняя роль.

Премьера состоялась в апреле 1976 г. Доронин успел сыграть всего четыре спектакля. Он умер 20 июня 1976 г.

Так что же остается от такой жизни — остается такая жизнь. Которая продолжает нам светить светом далеких звезд.