Найти тему
Андромеда Лошадкина

Три церкви

Итак, сегодня о церквях Венеции. Точнее, о трёх церквях. Ещё точнее, о трёх самых любимых церквях. Ещё-ещё точнее, о двух самых любимых и об одной, просто любимой.

Ну-с, начну с просто любимой.

1. Сан Панталон (San Pantalon)

Посвящена она Святому Пантелеймону и на венецианском диалекте (да, есть и такой) называется Сан Панталон (San Pantalon). В первый раз на эту, внешне непритязательную, церковь мы наткнулись уже во второе пребывание в Венеции. Ничем не примечательна снаружи, разве только тем, что это церковь «без фасада». 

Вообще, до какого-то момента в католических церквях фасадом выступала передняя стена, где располагался главный вход. Поскольку эта стена являлась, как бы «лицом» строения, то её украшали разными штучками: орнаментом, скульптурами, мозаикой и т.п. И всё это располагалось, именно, непосредственно на стене. 

Однако, начиная с какого-то времени (я не нашёл, когда именно это началось) фасад превратился в отдельное архитектурное произведение, иногда своей пышностью затмевающее сам храм. Причем у церкви и у фасада архитекторы могли быть разные. Соответственно, передняя стена, к которой крепился фасад, строилась безо всяких излишеств, ведь за все украшения теперь отвечал фасад. Из стены лишь торчало множество кирпичей, за которые и должен был крепиться роскошный фасад. Но, иногда, что-то происходило: да может деньги, предназначенные на строительство, банально заканчивались, и тогда церковь оставалась… без фасада.

Такие церкви встречаются в Венеции, и Сан Панталон – одна из них.

Сан Панталон. Картинка из интернета

Внутрь мы проникли только в следующее посещение Венеции: у церкви (по крайней мере, было тогда) странное расписание, с несколькими перерывами, и мы, как не приходили, попадали на перерыв.

Но, однако, настал момент… и мы вошли, наконец, в эту дверь…

Надо сказать контраст между «снаружи» и «внутри» был просто ошеломителен!

Потолка «не было», стены устремлялись в мрачное, тревожное небо, где ангелы, римские воины, прочие персонажи, пребывали в каком-то напряжённом действе… Короче, «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий…». 

Впечатление было просто потрясающее. Пожалуй, это самый фантастический тромплей (помните, что это такое?), каковой, когда бы то ни было, я встречал в своей жизни! То есть стены и потолок большущей церкви – сплошной тромплей!

-2

Дж. Антонио Фумиани. Мученичество Св. Пантелеймона. Фото автора

Творец этой огромной работы (площадью более 700мкв), изображающей «Мученичество и вознесение Св. Пантелеймона» - совершенно неизвестный широкой публике Джованни Антонио Фумиани. Роспись производилась в течении более двадцати лет (1680-1704), и по преданию, автор трагически погиб в конце работ, упав с лесов. Однако, по другим источникам, он умер через шесть лет после завершения своего шедевра.

Меня, на примере этого художника, поражает некая несправедливость. Мы знаем кучу всяких, гораздо более посредственных живописцев и их работ, а вот человек, создавший, безусловно, непререкаемый шедевр… совершенно неизвестен. И, даже, неизвестны точные даты его рождении и смерти.

К сожалению, фото не передает и сотой части того восторга, который испытываешь под этим полотном. Тебя просто «уносит» туда, ввысь, в смешение коней, людей и ангелов…

В церкви есть и другие произведения искусства и реликвии, вызывающие интерес, но это уж вы сами узнаете, когда посетите эту замечательную церковь.

***

2. Санта Мария дей Мираколи (Santa Maria dei Miracoli)

Следующая церковь относится к разряду «самых любимых». Церковь «Святой Марии Чудес». В православной традиции она бы называлась так: «Церковь Чудотворной иконы Богородицы». 

Построена она, действительно, для конкретного художественно-религиозного произведения, образа Девы Марии с младенцем, обладающего чудотворными свойствами. Считается, что образ этот принадлежит кисти Николо ди Пьетро. Работа написана в стиле, близком византийскому, и очень напоминает православные иконы.

-3

Картинка из интернета

Сама церковь «втиснута» в окружающие постройки, и только одной, боковой стороной обращена на небольшую, уютную площадь – кампо Санта Мария Нова, отделённую от церкви небольшим каналом. На площади расположены разнообразные траторийки, кафешки, лавчонки, букинистический магазин, и, страсть нашей дочери, магазинчик винтажной одежды.

-4

Кампо Санта Мария Нова. Фото автора

Созданная Пьетро Ломбардо с сыновьями в период c 1481 по 1489, облицованная светло-серым мрамором, церковь очень элегантна, и в народе (венецианском) называется «мраморная шкатулка венецианских невест». Уж не знаю, проводятся ли сейчас в ней службы и венчания.

Внутри она так же отделана мрамором, как и снаружи. По легенде, это были остатки мрамора от строительства Собора Сан Марко.

Кроме самой картины-иконы, живописные полотна присутствуют, но в глаза не бросаются. 

Скульптурные композиции, словно предвещают встречу с необыкновенным. 

-5

Картинка из интернета

Само внутреннее устройство храма необычно: алтарь находится на высоте в два или, даже, три человеческих роста, к нему ведут мраморные ступени, всё алтарное пространство залито холодным дневным светом из высоких окон, и в этом голубоватом пространстве, подсвеченная «теплыми» лучами прожекторов… парит над вами икона необычайной красоты.  

Образ, источающий «янтарь и пурпур»…

-6

Фото автора

Честно говоря, картина-икона настолько манит к себе, что не замечаешь всей остальной окружающей красоты. У меня даже нет фоток интерьера.

Надо ли говорить, что в каждый наш приезд в Венецию, посещение этой церкви обязательно?

****

3. Мадонна дель’Орто (Madonna del’Orto)

«Огородная Мадонна»

С этой церковью вы уже знакомы по «Картине, притягивающей взгляд». Тогда я писал, что она заслуживает отдельного рассказа, и вот этот рассказ…

Сначала цитата.

"Мы обогнули остров мертвых и направились обратно к Cannaregio... 

 Церкви, я всегда считал, должны стоять открытыми всю ночь; по крайней мере Madonna dell’Orto - не столько потому, что ночь - самое вероятное время душевных мук, сколько из-за прекрасной "Мадонны с младенцем" Беллини. Я хотел высадиться там и взглянуть на картину, на дюйм, отделяющий Ее левую ладонь от пятки Младенца. Этот дюйм - даже гораздо меньше! - и отделяет любовь от эротики. А может быть, это и есть высшая форма эротики…

Но собор был закрыт..."

В этой цитате Иосифа Бродского, посвящённой Мадонна дель’Орто, есть одна, но существенная ошибка: картина Беллини, описываемая Бродским, никогда не находилась в этой церкви. Это полотно пребывало и пребывает в другом месте: в церкви Сан ЗакарИя, которая, в свою очередь, вместе с упомянутой картиной, заслуживает отдельной статьи. Каковую, когда-нибудь, может быть, и напишу.

В Мадонна дель’Орто же есть, то есть, был «свой» Беллини, но это была вполне «ординарная» Мадонна, а слово «был» относится к тому, что её уже нет. Украли в 90-х. Причем крали три раза, два раза вернули, а в третий раз… Так, что, даже «ординарной» Мадонны Беллини в церкви больше нет. Висит цветная репродукция с печальным рассказом о судьбе оригинала. 

Слово «ординарная», впрочем, очень относительно: каждая Мадонна Беллини это божественный шедевр. Просто он написал их огромное множество. Каждая «уважающая себя» церковь стремилась иметь его Мадонну. Все эти полотна приблизительно одного размера, и при кажущемся сходстве, все разные, и, при этом, все женщины, изображенные им в образе Богородицы, божественно красивы.

Вот, к примеру, две его Мадонны, с выставки 2020-го года в «Центре Искусств Москва» на территории храма Христа Спасителя в Москве:

-7

 Две Мадонны Беллини. Фото автора.

Автор - Дмитрий Кушнаренко

Продолжение следует...