Найти тему

Можно ли научить(ся) счастью?

(Читать 3 минуты)

Есть у меня знакомый подросток, умный, добрый и талантливый мальчик. У него имеется особенность личности – легкий аутизм, синдром Аспергера. Он теряется в ситуациях выбора, и из-за этого тормозит там, где вполне мог бы справиться с ситуацией. Большинство людей научаются делать выбор сами, с возрастом. Но у него эта автоматика не сработала. 🤷🏻‍♀️ Выбор останавливает его. Поэтому он склонен избегать положений, которые требуют от него выбора, ему удобнее ходить по накатанной дорожке или вообще бездействовать. Конечно, это делает его, с одной стороны, менее самостоятельным, а с другой, для равновесия, так сказать, более вздорным. Ведь приходится создавать видимость самостоятельности и мужественности. Можно ли научить его делать выбор? Мне кажется, да. Разумеется, если он сам будет хоть немного хотеть изменить свое положение, а окружающие его взрослые будут достаточно чутки и терпеливы.

Это напомнило мне, ситуацию с кошкой, которая недавно прибилась к нам. Дело было зимой, было холодно, и к дверям нашего дома пришла небольшая невзрачная кошечка. Самая обычная, дворовая, серенькая с полосками. Она слабо мяукала, так слабо, что это создавало впечатление какого-то отчаянья (неплохая стартовая ситуация, кстати, чтобы начать изменять себя или учиться чему-то новому). Мы с дочкой открыли дверь, чтобы впустить ее. Но не тут-то было. Из двери, конечно, веет приятным жилым теплом, но заходить же все-равно страшно. Очень хочется согреть озябшие лапки, но… Неизвестно, что там, кроме тепла. Может, там враги? И бедная кошечка вытянула шею и подалась было вперед, но… осталась стоять на месте. Не смогла пересилить страх нового и неизвестного.

На улице был мороз, поэтому держать дверь открытой долго мы не могли, закрыли. Кошка посидела, посидела и снова замяукала: «Помяугите! Замяурзаю!» Мы открыли дверь и попытались ее позвать, но она снова не решилась. Так продолжалось два дня (!). Она пряталась в кладовке, где не было хотя бы ветра. Она очень хотела попасть в тепло и поесть, но стоило нам сделать хоть какое-то движение к ней или протянуть руку, она тут же убегала. Мы не знали точно, нужно ли нам действовать скорее осторожно или скорее решительно. Хе-хе, выбор на каждом шагу.

В какой-то момент она была просто схвачена за загривок (ведь для кошек хватание за загривок – это навсегда детское впечатление безопасности и счастья!) и втащена в дом. Она замурлыкала, но не расслабилась. На то, чтобы расслабиться, у нее ушли еще сутки. На то, чтобы решиться поесть, еще день. Но она хотела тепла и еды, а мы были терпеливы и доброжелательны. Поэтому, в конце концов, преодолев робость и недоверие, кошка водворилась у нас дома. Она и сейчас нередко шарахается и бежит «прятаться» от воображаемых опасностей на улицу, но в целом все-таки научилась жить в доме, где тепло и еда.

Так и любой человек. Если у него есть желание что-то изменить, хотя бы небольшое, то ему можно помочь, если быть терпеливым и доброжелательным. Например, подростка можно пошагово научить делать выбор.

На первом этапе он может научиться отвечать себе на вопрос: «Хочу ли я оставаться в этой мучительной для меня ситуации, когда я-не-знаю-что-выбрать-мне-все-кажется-одинаковым?» Может, кстати, оказаться, что ему выгодна такая блокирующая ситуация, потому что, по семейному договору, она оправдывает его бездействие. Причем, он может этого даже не осознавать. Так что этот этап должен быть проработан основательно, и его результаты могут быть неожиданными. Если человек хочет оставаться в блокирующей ситуации выбора, то надо оставить его в покое. Пусть получает свое счастье. И заодно учится тому, что выбор есть всегда, как и последствия, плоды этого выбора.

Строго говоря, выбор есть не всегда. Существует карма, существует реализовавшаяся карма, которую уже, говорят, не развернешь. И даже в этом случае есть выбор в плане того, как относиться к происходящему. Это все высокие материи, и в них мы можем в свое время углубиться, если будет настроение. Но на бытовом уровне выбор есть практически всегда.

Может статься, что подросток все-таки хочет выйти из ситуации. Тогда перейдем ко второму шагу. Осознав, что выбор — это не вселенская катастрофа, а лишь ситуация, из которой можно как-то выйти, он должен начать задавать себе следующий вопрос: «Чего я жду от этого выбора? Какого вида счастья или удовольствия? Какой результат я хочу получить?» Например, «в этой шапке мне будет теплее». Или «в этой шапке мне будет удобнее». И брать ту, которая отвечает его мечте, так сказать. Этому тоже нужно научиться, ведь идентифицировать свои мечты и желания умеют/решаются далеко не все. Поэтому требуется терпеливое повторение этих шагов в любых ситуациях выбора, которые подростком осознаются.

Если в результате анализа собственных стремлений он приходит к выводу, что разницы нет, тогда наступает третий шаг. На этом шаге он должен научиться делать случайный выбор, не боясь последствий. Надел любую шапку и пошел по делам.

Как показывает мой опыт общения с детьми, требуется 300-500 повторений, чтобы ребенок научился. Взрослому может понадобиться число повторения на порядок, а то и на два меньше – и он научится. Принцип один и тот же, а количество повторов зависит от сложности и масштабности задачи и от личной способности к осмыслению, то есть, от осознанности.