Найти в Дзене
ДНЕВНИК АТАМАНЦА

Сын Атаманского полка - Александр Алексеевич Пятницын

14 апреля 1969 г., на второй день Святой Пасхи, в доме отдыха для престарелых в городе Иер (деп. Вар – Франция) скончался подъесаул Всевеликого Войска Донского Александр Алексеевич Пятницын. Пятницын Александр Алексеевич, казак Грушевской станицы Черкасского округа Донского войска, родился в Петербурге 8 ноября 1897 г. Семья Пятницыных была известна в Грушевской станице. Дядя Александра Алексеевича был станичным атаманом Грушевской, а отец, попав служить в Лейб-Гвардии Атаманский ЕИВГНЦ полк, остался в нем на сверхсрочную службу штаб-трубачом. К нему с Дона переехала супруга. Таким образом, донская станичная семья очутилась в столице России. Там она разрослась, в ней было не меньше шести детей, из них Александр был младшим. Нелегко было штаб-трубачу выращивать такое число птенцов на свое скромное жалование. Однако родной Атаманский полк учитывал тяжесть содержания семьи, и помимо жалования предоставлял Алексею Пятницыну некоторые побочные преимущества. Семья могла бы жить сносно, если
На фотографии отмечен отец героя этой статьи - штаб-трубач Лейб-Гвардии Атаманского ЕИВГ Наследника Цесаревича полка Алексей Пятницын. В новых подписях на фотографии есть ошибки: вахмистру Барышникову неверно присвоено имя и отчество его более молодого однополчанина и однофамильца, подъесаул Петр Иванович Греков подписан Константином Митрофановичем Грековым; также есть некоторые сомнения относительно офицера Янова, который лицом более походит на Николая Ивановича Янова, чем на Петра Степановича.
На фотографии отмечен отец героя этой статьи - штаб-трубач Лейб-Гвардии Атаманского ЕИВГ Наследника Цесаревича полка Алексей Пятницын. В новых подписях на фотографии есть ошибки: вахмистру Барышникову неверно присвоено имя и отчество его более молодого однополчанина и однофамильца, подъесаул Петр Иванович Греков подписан Константином Митрофановичем Грековым; также есть некоторые сомнения относительно офицера Янова, который лицом более походит на Николая Ивановича Янова, чем на Петра Степановича.

14 апреля 1969 г., на второй день Святой Пасхи, в доме отдыха для престарелых в городе Иер (деп. Вар – Франция) скончался подъесаул Всевеликого Войска Донского Александр Алексеевич Пятницын.

Пятницын Александр Алексеевич, казак Грушевской станицы Черкасского округа Донского войска, родился в Петербурге 8 ноября 1897 г. Семья Пятницыных была известна в Грушевской станице. Дядя Александра Алексеевича был станичным атаманом Грушевской, а отец, попав служить в Лейб-Гвардии Атаманский ЕИВГНЦ полк, остался в нем на сверхсрочную службу штаб-трубачом. К нему с Дона переехала супруга. Таким образом, донская станичная семья очутилась в столице России. Там она разрослась, в ней было не меньше шести детей, из них Александр был младшим.

Нелегко было штаб-трубачу выращивать такое число птенцов на свое скромное жалование. Однако родной Атаманский полк учитывал тяжесть содержания семьи, и помимо жалования предоставлял Алексею Пятницыну некоторые побочные преимущества. Семья могла бы жить сносно, если бы не произошло несчастье – смерть отца в момент, когда Александру было три года. Осталась мать с многочисленными сиротами, но не растерялась она. Благодаря трудолюбию, упорству и стойкости характера, она «вывела детей своих в люди».

Александр рос полковым сыном. Он все время находился в толще казаков-атаманцев. Донские песни с ранних детских лет услаждали его слух, еще мальчиком он начал танцевать казачка. Не хватало ему родных степей! С раннего возраста он состоял в Атаманском полковом хоре.

Из-за недостатка средств мать не могла дать Сашеньке большого образования, однако ему удалось окончить высшее начальное училище.

В 1914 г. началась война. В возрасте юноши Александр покидает свою мать и идет добровольно на фронт. Воюя в составе 9-го Донского казачьего полка, производится в младшие урядники. По-прошествие некоторого времени он, как вольноопределяющийся 2-го разряда, откомандировывается в 3-ю Петергофскую школу прапорщиков пехоты, по окончании которой в 1916 г. зачисляется в запасный батальон города Курган в Сибири.

Не по душе казаку была служба в воинской части, составленной из людей с разных концов России. Молодого прапорщика тянуло к родным донцам. Он сразу настойчиво начал ходатайствовать о переводе. Ему удалось добиться этого благодаря атаманским полковым связям: поездке в Петроград и личной просьбе, обращенной к атаманцу Африкану Петровичу Богаевскому, генералу, бывшему в то время уже начальником штаба Походного Атамана всех Казачьих Войск.

Прапорщик Пятницын командируется на Кавказский фронт, в 3-й (по другим данным 6-й) Донской пеший батальон, с которым участвует в боях против турок и курдов. В составе этого батальона производится в хорунжие и сотники.

После революции, в 1917 г., после октябрьского переворота, в слободе Михайловке Усть-Медведицкого округа происходит большевицкое восстание с избиением офицеров. А.А.Пятницын с другими офицерами, спасаясь от самосуда, направляется пешком на Новочеркасск. По дороге их арестовывают с целью отправки в революционный комитет станции Морозовской. Спасают их казаки-старики.

Александр Алексеевич достигает столицы родного Края в трагические дни, предшествующие уходу отряда Походного Атамана генерала Петра Харитоновича Попова за Дон. Он не колебаясь поступает в «сотню смертников» войскового старшины Гнилорыбова, участвует от начала до конца в Степном походе, во время которого получает серьезное ранение в ногу.

Дальше – радостное переживание момента восстания родных донцов и, наконец, организованная борьба Дона против красных полчищ. Александр Алексеевич Пятницын служит сотником в отряде Фицхелаурова, за отличие в делах в августе 1918 г. производится в подъесаулы. Далее на обер-офицерской вакансии Войскового Штаба Всевеликого Войска Донского с июля 1919 г. Во все время вооруженной борьбы на Юге России, вплоть до эвакуации Белого Крыма, Александр Алексеевич Пятницын всегда был в рядах армии.

Константинополь, Лемнос и, наконец, Болгария, где А.А.Пятницын женится на терской казачке Валентине Ивановне Халеевой.

В 1923 году молодая чета переезжает в Париж, где вступает в число скромных заводских рабочих на предприятии резиновой промышленности. Александр Алексеевич работает там без перерыва 40 лет, заняв через некоторое время начальствующую должность. В новой профессии он остается таким же, каким был на военной службе: точный в исполнении своих обязанностей, крайне добросовестный, разумно требовательный шеф, он снискивает уважение подчиненных, дирекции и хозяев предприятия. При уходе в отставку дирекция устраивает в честь Пятницына банкет, на котором присутствуют служащие и рабочие завода.

Казалось бы, судьба должна была вознаградить Александра Алексеевича за его безупречную жизнь, обеспечив спокойной старостью. Но она оказалась к нему жестокой, лишив вначале здоровья его жену. Пять лет он, находясь в доме отдыха для престарелых, ухаживал за любимой женой, стараясь облегчить ее страдания. На шестой год заболел сам, заболел и через четыре месяца скончался. Жестокая болезнь одолела крепкий организм Александра Алексеевича. Сильно страдал он, скрывая свои мучения и стараясь не тревожить лежавшую около него больную и любимую жену. Ему ампутировали правую ногу выше колена, стонов не было слышно. Доктора, лечившие его, были поражены редким мужеством пациента.

19 апреля 1969 г. на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа появился свежий курганчик из глинистой земли. Он прикрыл тело Донского Казака, сына Атаманского полка, Александра Алексеевича Пятницына.

Пусть та залетная пташка, о которой говорится в казачьей песне, очутившись во французском небе, не пролетит мимо могилы казака Пятницына, пусть сядет на ее курганчик и споет: «Как жил-был казак на чужбине далекой и помнил про Дон свой родной».

Супруга Валентина Ивановна Пятницына присоединилась к своему мужу на Небесах, расставшись с земной жизнью 7 апреля 1970 г. в том же доме престарелых. Царство Небесное им, и всем нашим казакам!