Это у меня хобби такое.
Я участвовала раньше во всяких конкурсах по художественному чтению, и некоторое время состою в сообществе Литрес Чтец - записываю аудиокниги. Был у меня длинный перерыв в этом, т.к. я одалживала подруге ноутбук, где стоит необходимое ПО, а на рабочий ничего со стороны ставить нельзя. Но сейчас ноутбук снова у меня. А ещё появилось свободное время - и я опять вернулась к проекту. Взяла для записи сборник стихов малоизвестного поэта 19 века.
И пожалела)
Все стихотворения в сборнике - 1805-1810 годов, соответственно, язык очень архаичный, ударения местами сдвинуты, е и ё взаимозаменяемые - трудно понять, когда как читать надо. Плюс пара произведений-стилизаций - одно под восточную сказку, другое - под греческую поэзию. Некоторые места пришлось перезаписывать по нескольку раз - спотыкаюсь на одном и том же месте. Невыговариваемо, ей-богу.
А ещё куча сносок, которые непонятно, как начитывать!
Я потом уже поняла, что читаю неправильно - по-хорошему, в стихах надо дочитать строфу, потом назвать слово, к которому сноска, и потом уже зачитать сноску. А у меня получается, что я сноску читаю там, где она есть - то есть посередине строфы. И так тяжелее воспринимать само стихотворение. Перезаписывать не буду, наверное, но впредь буду иметь в виду.
А может, и перезапишу. Не знаю пока, послушаю, что получилось. Если совсем ерунда будет с этими сносками - придется заново писать.
Я вообще-то думала, что с книгой этой уже закончила: всё записала, теперь только почистить и отредактировать. Дай бог, на неделе сдам, думала. А потом в одном стихотворении нашла брак - отошел провод микрофона где-то в середине записи, и половина стихотворения идёт с фоновым шорохом. Почистить это как следует не удастся, увы.
Кроме того, "чистая" часть записана не совсем правильно интонационно - я потом уже осознала, что надо не так читать. Сначала я просто не понимала, почему у автора меняется размер все время. А потом уже до меня дошло, что это вроде как диалог между двумя персонажами. Ну, или между субличностями автора. Просто автор это не удосужился оформить как-то) Так что как минимум одно стихотворение точно придется перезаписать. Может быть, заодно и произведения со сносками перепишу, раз все равно садиться писать надо. Так что закончу уже на следующей неделе, наверное. Или через неделю, если времени не будет.
Я сейчас записываюсь по такой схеме: наговариваю за сеанс столько, сколько смогу. Каждая глава/стихотворение - один файл. Если где-то в процессе спотыкаюсь - делаю паузу, потом еще раз повторяю то, что неправильно прочитала. Сохраняю проект по каждому записанному фрагменту, а редактирую уже потом. Прослушиваю, удаляю повторы, чищу шум...
Раньше я писала иначе: я начитывала одну часть, потом ее полностью вычищала, потом писала следующую. Но сейчас у меня есть только один день в неделю, когда дома никого нет, и мне не надо всех просить сидеть тихо. Изредка - два дня. И в эти дни, если у меня есть свободное время, я его отвожу на запись. А чистить можно и в присутствии семейства, так что этим я занимаюсь уже потом. Так выходит рациональнее.
По этой же причине беру для записи только небольшие произведения - время на запись ограничено, и крупную форму я просто не успею записать, обработать и вовремя сдать за отведенное время.
Обработка занимает больше времени, чем запись
Я недавно записывала один рассказ просто для себя - финальный вариант получился на 45 минут. Записи исходной - на час. Слушала я её часа полтора, т.к. повторы надо было поудалять и проследить, чтобы после этого пауз не осталось раздражающе больших. А вот чистила запись я почти 6 часов с перерывами на размяться и пообедать. Под конец думала, что у меня спина отвалится...
В той записи тоже косяк с микрофоном был - оказалось, что он не контачил первые полчаса (мне явно нужен новый провод!). И этот кусок записался непойми на что - ориентировочно, на микрофон в ноутбуке. Поэтому между фрагментами была большая разница - и по громкости, и по качеству. Мне было жалко заново перезаписывать, поэтому пришлось усиливать и выравнивать первую часть, а потом кропотливо вычищать шумы (они, понятное дело, усилились тоже). Разница все равно осталась, но не такая заметная. Т.к. запись я делала для себя, оставила так. Может быть, потом перезапишу. Хотя бы первую часть.
А платят сколько?
Раз уж блог у меня про денежки, то надо и этот вопрос поднять. Хоть и говорить не о чем. Потому что пока платят примерно нисколько) Это все страшно увлекательно, и вроде бы у меня даже получается. Но пока вся работа - просто ради интереса и славы в веках:)
В последний раз, когда я проверяла, сколько у меня накапало роялти - было рублей 20, что ли. У меня тогда было две книжки. Сейчас аж 4, и пятая - в процессе. Но!
Все книжки коротенькие, на 20-30 минут. За них на Литрес берут обычно от 20 до 50 рублей, а мне положено 25% от суммы. Это, мягко говоря, негусто. Кроме того, по этим книгам есть аудиоверсии и от других чтецов - и не факт, что для скачивания выберут именно мою.
Поэтому вряд ли на Литрес накопилась уже сумма, которой можно хотя бы телефон оплатить. Но точно я не знаю, потому что куда-то потеряла ссылку, по которой я смотрела, а внутренней навигации у страницы для чтецов нет, и найти ее самостоятельно нельзя) Надо будет её у поддержки проекта "Чтец" запросить.
Может быть, позже вырасту большим чтецом и начну на этом зарабатывать. Но пока не получается. Зато интересно)