В колонии-поселении неподалеку от поселка Малый Майзас ночью 23 марта 1994 года было тихо. Около двух часов один из офицеров вышел на стандартный обход. Он сам не помнил, почему вдруг решил посмотреть на небо. Может, хотел полюбоваться звездами? Но вместо них увидел яркую вспышку над тайгой и как-то сразу понял, что случилось что-то плохое. О происшествии офицер доложил начальству. А уже через четыре часа сотрудники скорой и спасатели собрали бригаду к месту крушения самолета.
Ранним утром во всех типографиях страны перепечатывали первые полосы газет. Вместо звездных скандалов и политических интриг на них появились печальные заголовки: "В Кемеровской области разбился пассажирский самолет – рейс 539 Москва – Гонконг ". На борту было 63 пассажира и 12 членов экипажа. Никто не выжил, ведется расследование.
Как новый, совершенно исправный самолет мог сбиться с курса и врезаться в скалу? И почему опытным пилотам не удалось спасти авиалайнер? Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" на РЕН ТВ.
Исчез со всех радаров
Опознание погибших рейса Москва – Гонконг превратилось в пытку и для экспертов, и для родственников. Обломки аэробуса и останки тел находили в радиусе двух километров от места крушения.
"Мне позвонила невестка, сказала, что Адриан погиб. Я не верила. Нам даже опознать было нечего. Взрыв был слишком мощным. Все, что осталось – фрагменты семейных фото. Я смотрела на них и не понимала: почему?" – говорит мать погибшего в авиакатастрофе Бренда Кларк.
Так что же случилось с авиалайнером? В диспетчерской Новокузнецка лишь пожимали плечами. Полет шел хорошо, а потом борт просто исчез без следа. Никаких сигналов бедствия или сообщений о проблемах с техникой.
"Самолет был одним из самых новых в парке аэрофлота. Он летел в Гонконг, это один из международных рейсов. И на такие рейсы ставили самый опытный экипаж. Был большой отбор", – рассказал авиаинженер Андрей Патраков.
Основные версии крушения
Эксперты выдвинули три основные версии крушения: техническая неисправность, ошибка пилота и теракт. Первый вариант отмели сразу. С самолетом проблем не было – новенький, только прошел проверку. К квалификации пилотов вопросов тоже не возникло. У командира Андрея Данилова за спиной было десять тысяч часов полетов. Тысяча из них на точно таком же А-310. Его заместитель Ярослав Кудринский отставал по показателям всего на тысячу часов.
В кабине пилота спасатели нашли останки тела подростка. Они не сомневались, ребенка забросило туда взрывной волной. А как иначе? Тем более специалисты все больше склонялись к последней из предложенных версий событий – теракту. Якобы смертник пронес бомбу на борт и взорвал ее. Но что-то в этом сценарии не клеилось.
"В феврале 94-го я уехал переучиваться в Сиэтл на Боинг-767. И, смотря по телевизору новости, вдруг увидел, что самолет А-310 потерпел катастрофу по дороге из Москвы в Гонконг. Я тут же позвонил в Москву, узнал, кто там. Узнал, что это Ярослав. И у меня закралась мысль, а не было ли в то время в кабине членов семьи?" – вспоминает заслуженный пилот России Виктор Саженин.
Саженин учился вместе с пилотом Кудринским и прекрасно знал его семью – 13-летнюю Яну и 15-летнего Эльдара помнил еще малышами. Полет в Гонконг был их первым заграничным путешествием. Капитан Кудринский воспользовался льготой от авиакомпании и бесплатно взял подростков с собой в четырехдневную командировку.
"Садись в мое кресло"
Кабина пилотов – это святая святых. По инструкциям летной авиации дверь в нее всегда должна быть закрыта. Кстати, она пуленепробиваемая – это защита от террористов. Даже стюардессам попасть сюда не так просто. Правило появилось только после теракта 11 сентября 2001 года. В 94-м пилоты специально держали дверь в кабину открытой, чтобы пассажиры видели экипаж и не волновались.
22 марта 1994 года в кабине пилотов оказались целых два ребенка: брат и сестра Кудринские, дети командира экипажа. Саженин не ошибся, его версию подтвердили расшифровки черных ящиков. Запись начиналась со слов: "Садись в мое кресло!"
"Первой зашла дочь Яна. Она просто посидела, а (пилот. – Прим. ред.) говорил: "Смотри, самолет разворачивается влево-вправо, хочешь поуправлять?" Она ответила: "Нет, не хочу". Все, она посидела, получила удовольствие от того, что побыла на пилотском сидении и вышла. Потом зашел старший сын, Эльдар, ему было 15, и вот (Кудринский. – Прим. ред.) говорит: "Сейчас будем разворачиваться влево". Крутит ручку. А потом сказал ему: "Держи штурвал", – рассказал эксперт.
Ребенок за штурвалом
Виктор Саженин изучал детали трагедии вместе с экспертами комиссии по расследованию авиационных происшествий. Капитан Кудринский начал корректировать траекторию автопилота – так у ребенка появилось ощущение, что он управляет лайнером. На самом деле, штурвал в его руках поворачивался автоматически. Единственное, о чем отец не предупредил Эльдара, – нельзя прикладывать усилия.
"Автопилот был устроен так, что, если прилагаешь усилия больше 10 килограмм – для 15-летнего ребенка это немного – и удерживаешь его в течение 30 секунд, происходит отключение автопилота в канале крена как раз", – пояснил летчик.
Сам того не понимая, подросток отключил автопилот, и самолет резко повернул вправо. Второй пилот, Игорь Пискарев, в это время следил за приборами. Он доложил Кудринскому, что судно входит в зону ожидания. То есть делает круг, чтобы потянуть время перед посадкой. Это отчетливо слышно на записях.
"Он говорит: "Да, по-моему, зона ожидания". Но они же не вводили эту зону ожидания. Значит, это технически не должно было произойти. Значит, необходимо было срочно вмешиваться в управление. Но, поскольку слева находился ребенок, Ярослав должен был поменяться с ним местами. Он тогда начинает говорить: "Выходи", там даже такая фраза звучит – "Выползай", – рассказал Саженин.
Фатальная ошибка летчиков
Но как двое опытных летчиков не заметили отключения автопилота? Дело в том, что на отечественных самолетах в таких ситуациях срабатывает система оповещения – небольшая мигающая сирена в кабине. Но в новых лайнерах ее заменили на крошечную лампочку, на которую Кудринский даже не обратил внимания. Поэтому, когда капитан бросился к штурвалу, было уже поздно.
"Экипаж не распознал, что же произошло. Считали, что он крутит зону ожидания, что он развернется один раз и полетит дальше, но этого не произошло. Самолет стал терять высоту и вошел в штопор, из которого потом его пытались вывести. И они его вывели, говорили: "Выходим, выходим", – сказал эксперт.
Как можно было предотвратить трагедию
У капитана Кудринского получилось вывести самолет из штопора, но не хватило высоты, чтобы продолжить полет. На огромной скорости лайнер врезался в сопку. Шансов выжить в подобной аварии нет. Но, по словам Виктора Саженина, трагедию можно было предотвратить.
"Такую ситуацию моделировали на тренажере. Специально вводили самолет ровно в эту ситуацию. И, когда ты отпускаешь штурвал и слева, и справа, самолет автоматически выходит из этого положения. Автоматически, не надо даже вмешиваться в управление", – отметил Саженин.
Вся техника авиационной безопасности написана кровью. После фатальной ошибки капитана Кудринского в курсы подготовки пилотов внесли новый обязательный пункт. Теперь всем членам экипажа объясняют, как распознать отключение автопилота. А самое главное, дают понять, что в критической ситуации у автоматики намного больше шансов спасти авиалайнер.
Казалось бы, в этих правилах нет ничего сложного. Почему о них никто не рассказывал в 94-м году? Ответа на этот вопрос до сих пор нет. А несколько новых строчек в правилах эксплуатации воздушного судна, стоили жизни 75 человек.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе НИИ на РЕН ТВ.