Святая Мария Египетская является олицетворением борьбы и победы над страстями (в большей мере – блудными). Почитается, как святая помощница кающимся женщинам (по большей части одержимыми блудной страстью).
Святая Мария почитается во всех христианских конфессиях. Ей даже посвящен один воскресный день Великого поста (как и святым Григорию Паламе и Иоанну Лествичнику).
Этот день сегодня - 5 неделя Великого поста, неделя (воскресный день) святой Марии Египетской.
Однако, в ее образе есть и еще один момент, очень важный – трагический. Святая Мария олицетворяет человеческую трагедию и помогает ее, если не избежать, то минимизировать.
Почему?
Об этом – в статье.
Почему образ ее трагичен?
Если посмотрим на житие святой Марии, то увидим следующее:
- Родилась в Египте в 5 веке от Рождества Христова.
- В 12 лет ушла из дома и занялась блудом. Отдавалась она этому пороку не ради денег, а ради удовольствия. Что хуже.
- 17 лет провела она в этом небогоугодном занятии и состоянии души. Совратив немало людей.
- Потом она ушла в Египетскую пустынь и 47 лет предавалась покаянию и исцелению от этой страсти, достигши святости. Причем, первые 17 лет, память греха напоминала ей о нем, пыталась вернуть ее в сласть греха. Когда Мария не поддалась, то Бог подал ей прощение и еще 30 лет, чтобы стать святой.
Так прошла ее земная жизнь.
17 лет в пороке и совращении, 47 лет в покаянии и исцелении.
Треть жизни грешила, две трети каялась. И все. Вся земная жизнь.
Для этого ли дана Богом земная жизнь человеку? Грешить и каяться, и более ничего?
Святая Мария не оставила после себя аскетических трудов (как это сделал например, святой Иоанн Лествичник, святитель Григорий Палама, святые, вспоминаемые Великим постом).
Не могла она этого сделать по простой причине - уйдя в детстве в блуд, она подменила блудом образование. Вместо ума развивала похоть. Вместо образования - блудодействовала и совращала других.
Она не оставила поэтических творений и молитв (как это сделали, например, святые Андрей Критский и Ефрем Сирин, тоже вспоминаемые Великим постом).
Никаких других значимых трудов, кроме трети жизни во грехе и две трети в отмаливании и покаянии от этого греха не занимали святую Марию.
Что не так?
Житие святой Марии показывает главную вещь: она сама загнала себя в такую жизнь. Она сама совершила ошибочный выбор, который превратил всю ее жизнь в трагедию.
Ведь не Христос и не христианская культура загнали ее в яму порока. Не Христос ей говорил: не учись, иди блуди. Нет. Она сама.
Если святой Иоанн Лествичник в 16 лет, уже обучившись наукам, стал возрастать в христианской жизни от земли до Небес (кстати, как и святая Мария - в Египетской Пустыне ), то святая Мария поступила обратным образом. В 12 лет она стала рыть сама себе яму порока, углубилась в нее, упала на дно греха, а потом, в Пустыне выкарабкивалась из нее.
О чем говорит трагедия святой Марии?
Ее опыт, ее трагедия учит главной вещи: беду проще не допустить, чем расхлебывать последствия.
Расхлебывать придется больше, чем грешишь. Грешишь год – будешь расхлебывать 3. Грешишь 10 лет – будешь расхлебывать 30.
Вот и посчитай, имея некий срок земной жизни, которую можно прожить благословенно с Богом и многое хорошее сделать в ней, ты этот срок, уходя в порок, сокращаешь на время потаканию греху (1/3) и выбиранию из него (+2/3). Иногда на столько сокращаешь пороком и его последствиями, что на другие дела земной жизни, данной Богом во благо, и не остается ничего.
Стоит ли это того?
Земную жизнь, со Христом, стоит прожить счастливо, деятельно, плодотворно, благодатно. И Христос хочет, чтобы так жил человек. А не в пороке и борьбе с ним. Кайся, чтобы не грешить, а не греши, чтобы каяться.
Послесловие.
Когда понимаешь это – потакать пороку не хочется вообще. Убивает напрочь желание порочное.
В этом более всего и помогает святая Мария Египетская: увидеть и отвратиться от худого.
Зная трагедию ее жизни – не хочешь ни себе, ни ближним, ни всем людям такой. Лучше жить со Христом в счастье и делах интересных и важных, чем ограничиться в потакании и борьбе с пороком.