Найти тему
MEDIA-MIG

Владимир Путин: миграция — чувствительная тема, требующая комплексного подхода и цифровизации

В своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД президент России сделал серьезный акцент на теме трудовой миграции.

Накануне в Москве прошло расширенное заседание коллегии МВД России с подведением итогов за прошлый год. Мероприятие открыл президент Владимир Путин с докладом о приоритетах работы полиции на ближайшее будущее.

Глава государства заявил, что помимо расширения инфраструктуры МВД на новых российских территориях, важно усилить борьбу с преступностью, противостоять экстремизму, улучшать работу в сфере миграции. Государственной миграционной политике президент не просто уделил весомую часть своего доклада, но и назвал тему «чувствительной» и требующей комплексного подхода.

Трудовая миграция в разрезе социокультурной адаптации иностранцев, экономики, рынка труда, демографии и безопасности — стратегически важная сфера, которую невозможно оставлять на задворках интересов контролирующих органов, заявил Владимир Путин.

Российская полиция справилась с вызовами 2022 года, совершенствуя, как подтверждают итоги заседания, работу по выявлению правонарушений: повысилась раскрываемость, в том числе и преступлений в сфере миграции. Однако этот факт не дает расслабиться органам внутренних дел. Поэтому президент заявил о необходимости координировать усилия с профильными министерствами, работающими над цифровизацией миграции.

На данном направлении сегодня стоят серьёзные оперативные задачи по прогнозированию и контролю миграционных потоков. Журналисты MEDIA-MIG выяснили, что существует своего рода межведомственная конкуренция и дробление цифровых сервисов, в которых мигранту непросто разобраться.

Актуальна проблема единого защищённого и полного хранения материалов проведения комплексного экзамена среди иностранных граждан, которые были бы доступны сотрудникам МВД. Существующие решения правоохранители пока не используют.

Другой важный аспект доклада президента: проблема необоснованного давления на российский бизнес и контроль правоприменительной практики при возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей. Расследование может стать причиной распада трудовых коллективов.

О том, как вольная трактовка правоохранителями российского законодательства и применение уголовных статей вместо административных влияет на управление миграционными процессами MEDIA-MIG разбирал на примере нарушений при поведении комплексного экзамена.

Опрошенные юристы выразили мнение, что уголовное преследование лиц, совершающих административные нарушения, влечет рост коррупции в правоохранительных органах и дает ресурс развитию «теневого бизнеса» в сфере организации незаконной миграции. Непонимание законодательства препятствует нормальной реализации закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства всех перед законом и судом. Во избежание таких казусов нюансы правоприменительной практики необходимо обстоятельно изучать и освещать.

В очередной раз Владимир Путин отметил силу единства, заключённую в многонациональном составе общества Российской Федерации, указав на недопустимость провокаций, незаконных акций или иных попыток раскачать этот мир.

Касаясь вопросов национальной безопасности, нельзя не отметить необходимость объективного и взвешенного освещения всех аспектов, касающихся миграционной политики России. Преобладание в СМИ исключительно криминальных сюжетов и создание в российском обществе устойчивого образа иностранного работника — как потенциального преступника и агрессора — граничит с провокативными формами подачи информации.

Кроме того, концентрация на частных случаях криминала мешает выявлению и устранению реальных схем миграционных нарушений, которые изначально запускают комплекс проблем.

В МВД России действительно рассказали о росте фиксации преступлений, совершенных мигрантами, но связывают это в ведомстве с усилением работы по раскрываемости и с увеличением рейдов.

Представляется особенно важным рассказывать обществу, лидерам общественного мнения, представителям центров принятия решений о том, какие стратегические промахи в миграционной политике доводят мигранта до крайней черты, а не поощрять бесконечные публикации в СМИ о преступлениях, совершаемых иностранцами.

MEDIA-MIG в своих сюжетах регулярно отмечает неготовность ответственных лиц делится примерами нормального эффективного использования иностранной рабочей силы. Так стоит ли удивляться росту мигрантофобских настроений в России? Пока молчат официальные лица, пишут антироссийские СМИ, как в случае с привлечением трудовых мигрантов на стройки Мариуполя, или же растет общественный резонанс и бытовая ксенофобия, как это происходит из-за напряженной миграционной ситуации в Новосибирске.

Очевидно также, что язвы экстремистских идеологий распространяются через иностранных граждан. Борьбой с этим злом должны заниматься не только правоохранители, но и представители ведомств, ответственные за продвижение гуманитарного влияния нашей страны. Необходимо усиление межведомственного взаимодействия.

В этой связи на коллегии МВД России президент поручил правительству и силовым ведомствам к 1 июля подготовить комплексные предложения по развитию миграционной политики.

Пока же будущее миграционной политики выглядит как сумма векторов. Иначе говоря, как в басне Крылова: лебедь, щука и рак тащат контрастные инициативы в разные стороны.

Кто-то, как лидер партии СРПП Сергей Миронов, предлагает вернуть ранее расформированную федеральную миграционную службу (ФМС).

Кто-то предлагает амнистировать мигрантов, совершивших ранее преступление и выдворенных из страны.

МВД в лице начальника ГУВМ МВД России Валентины Казаковой, как это было на вчерашнем круглом столе в Госдуме России, выступает с инициативами экономических стимулов для изучения русского языка.

Рособрнадзор, тем временем, заявляет о моратории на проверки в сфере проведения комплексного экзамена среди иностранных граждан до 2030 года и предлагает его вообще отменить.

Все эти предложения выглядят, как набор бессистемных популистских заявлений противоборствующих сил.

В таком виде 1 июля 2023 года на стол президенту России вместо концептуальных комплексных решений лягут очередные разрозненные инициативы, отражающие нежелание вести межведомственный диалог, самоустранение от ответственности и общее безразличие к миграционной политике государства.