Найти тему
Инфореактор

Ремонтники-аферисты: юристы рассказали, как уберечь себя от нечистых на руку «мастеров на дом»

Оглавление
   Инфореактор
Инфореактор

Читательница iReactor обратилась в редакцию с жалобой о некачественно выполненной работе от исполнителя на одной из популярных платформ, где размещены объявления по оказанию услуг. Мастер взял с девушки предоплату, однако поломку не устранил. Мы поговорили с юристами и узнали, как защититься в подобной ситуации и есть ли способ обезопасить себя от недобросовестных ремонтников с подобных сервисов.

Поломку не исправили, но деньги взяли

Жительница Ангелина С. Санкт-Петербурга обратилась в сервисный центр ИП Новикова Максима Владимировича через платформу по размещению объявлений об услугах 2 марта 2023 года с просьбой устранить техническую неисправность стиральной машины. В объявлении было сказано, что у мастера стаж работы 8 лет и он может справиться с ремонтом любой сложности.

Однако на деле все оказалось не так. Мастер взял предоплату, но работу не выполнил. После нескольких его визитов, по словам девушки, техника оказалась в еще худшем состоянии, чем прежде. Кроме этого, «опытный» специалист неправильно переподключил проводку, вследствие чего в квартире выбило пробки. Более того, инженер пытался завысить окончательную стоимость работы.

«Машинку он не починил, даже с третьего раза. Пытался завысить стоимость ремонта, сначала просил 7000, потом сказал, что ремонт будет стоит 9000. При отказе все-таки согласился. Когда чинил электрику, в доме выбило все пробки. Пришлось вызывать электрика. Электрик подтвердил, что мастер неправильно установил проводку. В результате: до работы мастера машинка включалась, а после уже нет. Выяснилось, что горе-мастер спалил модуль», — поделилась Ангелина С.

Собеседница iReactor отметила, что после невыполненных работ взяла расписку, в которой мастер обязался вернуть ей средства на следующий день. Однако у мужчины неоднократно не выходило отправить деньги по разнообразным причинам, затем он и вовсе исчез.

В сервисном центре ответили, что все-таки выполнят работу. Позже передумали и решили отправить к клиентке курьера с деньгами, впоследствии сотрудники центра также перестали выходить на связь. Решение вопроса таким образом затянулось на несколько недель.

   pxhere.com
pxhere.com

«Газлайтинг» от сервисного центра

Мы позвонили представителям сервисного центра, чтобы узнать, готовы ли они вернуть предоплату клиентке. Выслушав iReactor, в ИП Новикова Максима Владимировича выразили свои сомнения в существовании расписки. Работники организации также заявили, что просили заказчика прислать письмо с жалобой и доказательством наличия бумаги, но ничего не получили. При этом собеседница издания подчеркнула: письмо было отправлено дважды в разные дни.

Сотрудник ИП в ходе разговора неоднократно прибегнул к подобным хитростям: заверил, что после получения жалобы проблема решается в течение трех дней, однако на момент диалога вопрос оставался открытым уже около двух недель.

«Напишите жалобу, его примут, обработают и сориентируют по дальнейшим действиям», — порекомендовал представитель ИП.

Напомним, что на момент диалога претензия была отправлена неоднократно, но в организации ее проигнорировали. Позднее сотрудник признал, что разговор с клиенткой был.

«Клиентка сообщила, что у нее на руках есть расписка, мы попросили ее прислать, но до сих нам ничего не прислали. Я буду рад увидеть эту расписку, хотя сомневаюсь, что она существует», — заявили в компании.

В итоге ему все-таки удалось найти оба отправленных письма.

По завершении телефонного разговора читательница iReactor сообщила, что представители центра отправили ей сумму предоплаты. Вопрос разрешился спустя три недели после беседы со СМИ. Очевидно, действия предпринимались во избежание репутационных потерь.

К сожалению, подобные ситуации — не редкость. Сеть буквально наводнена историями людей, решившими обратиться за помощью, как они думали, к квалифицированным сотрудникам.

Так, «мужья на час» в разы завышают цену, видя, что человек не может профессиональным взглядом оценить стоимость починки. Порой исполнитель берет деньги и уезжает «за материалами», не возвращаясь для выполнения необходимых работ. Небольшие организации или частники обманывают клиентов, преувеличивая масштаб поломок. Иногда же мастера попросту не справляются с задачей и оставляют заказчика у разбитого корыта или, как в случае с Ангелиной С., у неисправной стиральной машины.

Сотрудничество между заказчиком и исполнителем посредством сервисов по размещению объявлений об услугах сегодня практически неизбежно. Заранее распознать мошенника или халатного работника также невозможно, но знать свои права и способы защиты важно.

   Инфореактор
Инфореактор

Обезопасить себя полностью невозможно

Редакция iReactor обратилась к юристам и выяснила, что делать пострадавшему от нечестных мастеров и как уберечь себя от ремонтных жуликов.

Юрист, специалист по уголовному праву, кандидат юридических наук и доцент кафедры права НИУ МИЭТ Генрих Девяткин рассказал, что необходимо сделать первым делом при возникновении подобных ситуаций.

По словам эксперта, сразу стоит обратиться в администрацию платформы по размещению объявлений об услугах через службу поддержки. Жалоба, по его словам, станет предупреждением для остальных пользователей.

Обезопасить себя полностью невозможно, считает эксперт. Плохой исполнитель найдет способ обмануть заказчика и при наличии договора, и при его отсутствии.

«Если исполнитель недобросовестный, он изначально будет действовать так, как не должен. Либо возьмет больше денег, либо не починит, либо доломает и скажет, что уже было сломано до него», — таким мнением поделился Девяткин.

Здесь, как и в случае с любым сервисом по предоставлению услуг, нужно смотреть на репутацию и общее функционирование. Юрист считает, что обращение в прокуратуру будет иметь вес в том случае, если пострадавшие заявят массово. Только так заведение уголовного дела станет возможным.

Однако есть и позитивный момент: в суд можно обратиться даже, если на руках нет заключенного договора. Доказать оплату услуг довольно просто, предоставив сведения о переводе средств, а потому препятствий для составления претензии нет, заключил специалист по уголовному праву.

   piqsels.com
piqsels.com

Расписки – всему голова

К аналогичным выводам пришел и адвокат Филипп Деменков, который в беседе с iReactor отметил, что наличие или отсутствие договора существенно влияет на то, какие меры будут приняты в дальнейшем. Без сомнений все сыграет в пользу пострадавшего, когда договор составлен с указанием всех предоставленных услуг и ценой за каждую, заверил адвокат. Закон о защите прав потребителей всегда на стороне клиента.

Действовать в данном случае необходимо в обязательном судебном порядке: составить претензию с указанием адресанта и адресата, изложить суть дела, выдвинуть требования и ждать ответа в течение 10-14 дней. Затем уже подается иск, объяснил законовед.

«Работает закон о защите прав потребителей, защищающий потребителей больше, чем просто закон о взаимоотношениях между физлицами. Там есть и неустойки, и штраф 50% в пользу потребителя, и моральный вред», — пояснил Деменков.

Вариант же с отсутствием договора — менее приятный. По словам специалиста, если отношения между заказчиком и ИП не закреплены, взыскание через суд маловероятно.

Ситуацию спасет расписка от мастера. Если тот в письменном виде обязался вернуть деньги, но не сделал этого, клиент вправе подать в суд на сотрудника ИП, констатировал собеседник издания.

«Неустойка посчитается по статье 395, хотя и значительно меньше, чем по закону о защите прав потребителей», — добавил он.

Помимо этого, если взаимодействие происходило с зарегистрированным физлицом — ИП или ООО — можно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о том, что предприниматель осуществляет деятельность без надлежащего документа и чеков, пояснил Деменков.

Юрист призвал внимательно изучить то, что подписывается. В договоре должна быть прописана оказываемая услуга и ее конечная стоимость. Если этого пункта нет, то в суде придется долго доказывать, что деньги были переданы именно за нее, и нет никаких гарантий, что решение будет в вашу пользу.

Многие предприниматели нарочно могут не заполнять лист договора, заранее предотвращая ситуацию, при которой клиент захочет обратиться в суд, считает Деменков.

С индивидуальным лицом отношения фиксируются в индивидуальном порядке: тут можно договориться о расписке, поделился Филипп Деменков. В случае, если это ИП или ООО следует настаивать на официальном оформлении договора. По мнению Деменкова, только таким образом заказчик обезопасит себя от возможных неприятностей.

Ранее юрист Сухоруков рассказал о мошенниках, которые могут лишить водителей страховых выплат.