Найти тему
Интерфакс-Россия

Абсолютный иммунитет

Оглавление

Interfax-Russia.ru – Международный уголовный суд выдал ордеры на арест президента РФ Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. В Москве напомнили, что Россия не признает юрисдикцию этого суда.

В связи с событиями на Украине

Досудебная палата Международного уголовного суда (МУС, Гаага) "в связи с событиями на Украине" 17 марта выдала ордеры на арест двух человек: президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. В МУС пояснили, что приняли такое решение в рамках рассмотрения дела о "незаконной депортации населения и незаконного перемещения населения" из занимаемых Россией частей Украины, уточнив, что речь идет о нанесении "ущерба украинским детям".

Львова-Белова со своей стороны назвала выдачу ордера МУС на свой арест признанием работы РФ по помощи детям в зоне спецоперации.

"Здорово, что международное сообщество оценило работу по помощи детям нашей страны, что мы не оставляем их в зонах военных действий, что мы вывозим их, что мы создаем для них хорошие условия, что мы окружаем их любящими, заботливыми людьми. Были санкции всех стран, даже Японии в отношении меня, сейчас ордер на арест, ну и интересно, что же будет дальше. Ну а мы продолжаем работать", — сказала Львова-Белова журналистам.

По ее данным, 15 детей, эвакуированных в Россию с территории проведения специальной военной операции, уже воссоединились с родственниками с территории Украины.

"На сегодняшний момент 380 детей в 19 регионах нашей страны в семьях, это дети, которые долгое время были в социальных учреждениях. Никто из них не был разлучен с родителями, это раз. А второе — если мы понимаем, что найдутся законные представители, мы тут же сделаем все для того, чтобы воссоединить эти семьи", — рассказывала детский омбудсмен в эфире "Соловьев Live".

При этом, отметила Львова-Белова, к детям, которых принимают российские замещающие семьи, не применяется усыновление.

"Усыновление мы вообще не используем. Усыновление — это когда ребенок становится твоим как бы кровным, у нас только опека и попечительство в основном", — уточнила она, добавив, что в основном речь идет о детях, находившихся на момент эвакуации в детских социальных учреждениях.

Детский омбудсмен подчеркнула, что речь идет о воспитанниках детских домов из Луганской и Донецкой народных республик, у которых нет родителей.

"Там по 8 лет были дети. Украина раньше не переживала об их вообще состоянии, о том, что дети находились в бомбоубежищах, как дети рассказывали про это, как они сидели в подвалах, как не могли выйти на прогулку, потому что постоянные были прилеты", — добавила Львова-Белова.

Вместе с тем уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка уточнила, что у нее нет информации о конкретных пунктах предъявленного ей обвинения, по которому МУС выдал ордер на ее арест.

"Нам в настоящее время не известно, о каких случаях идет речь. Аргументация, использующаяся в публичном поле, абстрактна: она не содержит имен, фамилий, адресов, соответственно, мы не можем каким-либо образом ее проверить", — написала Львова-Белова в своем телеграм-канале.

В свою очередь в Кремле саму постановку вопроса о выдаче МУС ордера на арест президента РФ назвали возмутительной и неприемлемой.

"Россия, как и целый ряд государств, не признает юрисдикцию этого суда. Соответственно, любые решения подобного рода являются для РФ с точки зрения права ничтожными", — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

При этом он отметил, что в Кремле спокойно относятся к таким враждебным проявлениям в отношении президента РФ.

"Мы наблюдаем такое количество откровенно враждебных проявлений в отношении нашей страны и нашего президента в мире... Мы это фиксируем, но, если каждое это враждебное проявление принимать близко к сердцу, ничего хорошего не получится", — добавил Песков.

Юридически ничтожно

Представитель Кремля еще раз подчеркнул, что Россия не признает решение Международного уголовного суда. Об этом напомнили и в МИД РФ.

"Решения Международного уголовного суда для нашей страны не имеют никакого значения, в том числе с правовой точки зрения", — написала официальный представитель МИД Мария Захарова в своем телеграм-канале.

По ее словам, Россия не является участником Римского статута Международного уголовного суда и обязательств по нему не несет.

"С данным органом Россия не сотрудничает, а возможные "рецепты" на арест, исходящие из Международного суда, будут для нас юридически ничтожными", — отметила Захарова.

Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас также обратил внимание на то, что ордер МУС не имеет никаких правовых оснований и последствий.

"Сейчас юрисдикцию МУС не признают не только Россия, но и ряд государств, членов СБ ООН. Приняв столь абсурдное решение, МУС встал на путь самоликвидации", — написал сенатор в своем телеграм-канале, высказав мнение, что "России нужно немедленно выдать ордер на арест всех "судей" МУС".

В свою очередь вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев указал на то, что президент России как высшее должное лицо в соответствии с международным правом обладает иммунитетом от иностранной и международной уголовной юрисдикции.

"Комиссия международного права ООН засвидетельствовала, что обычное международное право в данной области существует и имеет вполне определенное содержание. Как следствие, Президент России не может быть подвергнут аресту никакой иностранной властью (не выдерживается критерий rationae personae)", — написал Косачев в своем телеграм-канале.

По его мнению, данное решение является "беспрецедентным и вопиющим" и имеет политическую подоплеку.

"Ордер на так называемый "арест" выдан не МУС как органом правосудия, а лишь его досудебной палатой, которая не предрешает вопросы виновности. Кроме того, МУС нарушил собственные правила в части опубличивания информации о конкретных лицах, что говорит о чисто политическом, а не правовом подтексте", — считает сенатор.

Он еще раз напомнил, что ни Россия, ни Украина не являются участниками Римского Статута МУС 1998 года, а, значит, данный орган не может обладать юрисдикцией на данных территориях — "не выдерживается критерий rationae loci".

"Так называемое "похищение детей" не подпадает под юрисдикцию МУС, поскольку такое преступление не предусмотрено Римским статутом (не выдерживается критерий rationae materia)", — заявил Косачев.

Он подчеркнул, что Россия не будет сотрудничать с МУС и с отдельными государствами-участниками Римского статута 1998 года, поскольку "договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия" (статья 34 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

По его мнению, Россия могла бы ввести санкции против МУС.

"Сегодняшнее решение МУС не имеет ничего общего с правосудием, но демонстрирует глубочайший кризис международного права, спровоцированный Западом. В этих условиях Россия имеет все юридические основания для введения жестких санкций в отношении МУС, его судей и чиновников. А вместе с дружественными странами было бы неплохо подумать над созданием институционального суда, который стал бы реальной альтернативой МУС", — заявил сенатор.

Неправосудным назвала выдачу Международным уголовным судом ордеров на арест и уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Она также напомнила, что Россия находится вне юрисдикции МУС, поэтому его решения для страны не имеют силы.

"Мотивы, по которым вынесено решение, не выдерживают никакой критики. По сути это — продолжение пагубной для Запада политики рестрикций против России", — считает Москалькова.

Сasus belli

Между тем министр юстиции ФРГ Марко Бушман в интервью изданию Die Zeit пообещал арестовать Путина в случае, если тот приедет с визитом в Германию.

"МУС быстро свяжется с Интерполом и потребует принудительного исполнения. Затем Германия будет обязана арестовать президента Путина и передать его МУС, если он въедет на территорию ФРГ", — сказал немецкий чиновник.

Как напомнило издание, ФРГ входит в список государств-членов МУС, которые должны арестовывать разыскиваемых и передавать их в Гаагу.

Посол России в Германии Сергей Нечаев со своей стороны выразил озабоченность заявлениями германских официальных лиц о поддержке ордера МУС.

"Безответственные заявления некоторых германских официальных лиц о поддержке и готовности выполнить нелегитимное и совершенно абсурдное решение Международного уголовного суда вызывают крайнюю озабоченность и свидетельствуют о том, насколько далеки они от реальности в стремлении к дальнейшей эскалации конфликта с Россией", — приводятся слова посла в телеграм-канале посольства.

В свою очередь зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев высказал мнение, что ситуация, предполагающая арест президента РФ по решению МУС, будет означать объявление войны Российской Федерации.

В интервью российским информагентствам он напомнил о словах министра юстиции Германии о том, что, если Путин приедет в эту страну, его арестуют.

"Вот представим себе — понятно, что эта ситуация, которая не реализуется никогда, но тем не менее представим себе, что она реализовалась. Действующий глава ядерного государства приехал на территорию, допустим Германии, и подвергся аресту. Что это? Объявление войны Российской Федерации! И уже в этом случае все наши средства полетят в бундестаг, в офис канцлера и так далее. Он понимает, что это "casus belli", что это объявление войны? Или он учился плохо? — сказал Медведев.

Как подчеркнул Медведев, "возникает даже сугубо правовой вопрос: а на основе чего вы хотите судить иностранные государства или лидеров иностранных государств, если это государство к вам не присоединилось?".

Медведев добавил, что за всю историю своего существования МУС "ничем серьезным не отметился", поскольку за это время привлек "порядка 30 персон, (...) это какие-то там третьестепенные повстанцы в каких-то, как правило, небольших странах".

"Но есть последствия, и они заключаются в том, что такого рода решения создают колоссальный негативный потенциал. А у нас и так очень плохие отношения с западным миром, хуже вообще, наверное, за всю историю не были", — заметил он.

Тем временем Следственный комитет России завел уголовное дело на судей Международного уголовного суда, выдавших ордеры на арест президента России и детского омбудсмена. В СКР усмотрели в действиях судей МУС признаки преступлений, предусмотренных ч.2 ст.301, ч.1 ст.30 ч.2 ст.360 УК РФ (заведомо незаконное заключение под стражу, а также приготовление к нападению на представителя иностранного государства, пользующегося международной защитой, с целью осложнения международных отношений).

Кроме того, против прокурора МУС возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.299, ч.1 ст.30 ч.2 ст.360 УК РФ (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, соединенное с незаконным обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также приготовление к нападению на представителя иностранного государства, пользующегося международной защитой, с целью осложнения международных отношений).

В частности, сообщает СКР, дело возбуждено в отношении прокурора МУС Карима Ахмад Хана, судей инстанции Томоко Аканэ, Розарио Сальваторе Айталы и Серхио Херардо Угальде Годинеса.

"Уголовное преследование носит заведомо незаконный характер, так как оснований для привлечения к уголовной ответственности не имеется. В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой от 14.12.1973 года, главы государств пользуются абсолютным иммунитетом от юрисдикции иностранных государств", — напомнили в СКР.