«Бэтмен и Робин» - это легенда. Фильм, который настолько ненавидят фанаты и разносят критики, стал одним сплошным мемом. Многие любят его посмотреть из соображений, что «он так плох, что даже хорошо», а некоторые ценят картину за тёплые ностальгические воспоминания. Но ругали его уже все кому не лень, поэтому я предлагаю подойти с теплотой и доброй иронией к творению Шумахера. Ведь если бы не этот блокбастер, супергеройское кино сегодня могло быть совсем другим. И это не преувеличение.
Не хочется приписывать все «заслуги» только режиссёру. Хотя сам Джоэль Шумахер как-то извинялся перед зрителями и брал полную ответственность за качество продукта на себя.
Мне кажется, винить тут надо не конкретных людей, будь то режиссёр или сценаристы, а сложившуюся в то время систему. Блокбастеры – это в первую очередь коммерческая история, но в «Бэтмен и Робин» дошли до крайностей. Ради прибыли была взята стратегия, которая, наоборот, привела к убыткам.
Ранее, Тима Бёртона отстранили от работы над франшизой после того как «Бэтмен возвращается» получился неформатным, пугающим, собрал относительно небольшую кассу и отпугнул некоторых рекламодателей. Супергеройское кино больше денег делает на продаже игрушек и прочего мерча, чем на прокате. А для этого кино не должно пугать. В «Бэтмен навсегда» Шумахер сделал то, что хотела студия, и фильм неплохо показал себя в прокате и продаже побочной продукции. В «Бэтмен и Робин» решили следовать такому же подходу, но в более крайнем варианте.
Если «Бэтмен навсегда» вышел чутка эклектичным, сочетая в себе мультяшную бредовость и неуместные заявки на психологизм, то «Бэтмен и Робин» - чистой воды аттракцион с кучей экшна, юмором на любителя и условностями жанра, что органично смотрятся в таком околодетском контенте. В этот раз студия точно знала, чего хочет, и Шумахер вновь добросовестно исполнял эту линию.
По воспоминаниям актёра Джона Гловера, перед съемочным процессом режиссёр брал в руки мегафон и кричал: «Не забываем, что мы снимаем мультик».
В фильме снова поменялся каст. Из прошлой картины стались Крис О`Доннел (Робин), Пэт Хингл (комиссар Гордон) и Майкл Гоф (Альфред). Последние двое присутствуют во всех фильмах тетралогии.
Новый Бэтмен – Джордж Клуни. Критики шутили, что актёр получил эту роль на кастинге мужественных подбородков. На деле же, Шумахеру понравилась роль Клуни в «От заката до рассвета». Возможно, этот Бэтмен – самый пофигистичный из всех киновоплощений. В любой ситуации невозмутим и радует обаятельной улыбкой.
На удивление, карьера Клуни не пострадала от участия в этом проекте. Напротив, вскоре из телевизионной звезды он станет востребованным киноактёром. При каждом удобном случае актёр извинялся за роль в «Бэтмен и Робин», говоря, что это самая пустая трата денег за историю Голливуда.
Также роль в фильме не отразилась на карьере Арнольда Шварценеггера, гонорар которого занял солидную долю в бюджете картины (25 из 125 миллионов). Для сравнения, исполнителю главной роли заплатили 1 миллион. И имя Шварценеггера при этом идёт в титрах первым.
По контракту, Арнольд работал не более 12 часов в день. 6 из них уходили на наложение грима и надевание костюма. В процессе к Арни приходили кормить и делать массаж рук. Бриться наголо актёр отказался, поэтому лысина накладная.
Если бы не общий дух фильма, мистер Фриз здесь мог быть вполне глубоким и неоднозначным персонажем. Его появление основано не столько на комиксах, сколько на сюжете «Ледяное сердце» из мультсериала 90-х.
Фриз – изначально неплохой человек, но однажды у его жены диагностировали болезнь Макгрегора. Он погрузил супругу в криогенный сон до тех пор, пока не создаст лекарство. Сам же ученый из-за несчастного случая стал мутантом. И все его цели изначально направлены на спасение любимой, а не на мировое господство.
Злодей номер два – Ядовитый плющ в исполнении Умы Турман (по словам Шумахера, прекраснейшей женщины на планете). К слову, актрисе очень идёт образ роковой красотки, чьи чары могут довести мужчин до летального исхода. Кстати, Турман в отличие от большинства коллег, впоследствии не хейтила этот фильм, отмечая, что это был интересный опыт.
Тандем двух злодеев странноватый. Фриз хочет заморозить Готэм и весь мир, а Плющ беспокоит благополучие растений на планете. Что-то не сходится. Но может быть, девушка слишком уж втрескалась в Фриза, единственного мужчину, что не поддался её чарам.
Есть ещё один злодей. Бэйн. И это, наверно, главная боль. Не заслуживает этот персонаж быть безмозглым громилой, который два слова связать не может. Как никак, один из опаснейших врагов Тёмного рыцаря.
В отличие от комиксов, здесь у Бейна есть реальное имя – Антонио Диего. До превращения он был уголовником и есть вероятность, что уже тогда он не отличался умом.
К команде Бэтса присоединяется Бэтгёрл, впервые на большом экране. Многих разочаровало, что здесь это не дочь Джима Гордона, а племянница Альфреда. Создатели говорили, что причина – внешние различия между Алисией Сильверстоун (Барбара) и Пэтом Хинглом (Гордон). Скорей всего, это прикол. Не верится, что в подобном фильме киноделы решили быть настолько последовательными.
Все, что связано с Бэтгерл, вызывает вопросы. Самое странное – то, что Альфред видно изначально планировал, что племянница займет место в ряду супергероев. Даже подготовил костюм заранее, точно рассчитав размеры. В дополнение добрый дядюшка явно не против того, чтобы девушка каждый день подвергала себя риску, забив на учёбу в колледже.
Также, с Барбарой связана до невозможности притянутая здесь феминистская повестка. В сражении с Ядовитым Плющом она говорит: «Женские прелести как наживка? Расчёт на внешние данные? Такие, как ты, дискредитируют весь наш пол!». Это очень забавно звучит после того, как нам не раз в фильме крупно показывали формы Бэтгёрл.
Не самая приятная история произошла с Алисией Сильверстоун. В СМИ просочилась информация, что актриса поправилась, и из-за этого ей трудно влезать в супергеройский костюм. Шумахер по-отечески заступался за Алисию, говоря, что подобные претензии по отношению к юной девушке – гнилой тон. И был прав.
Масла в огонь подлил раскадровщик Тимоти Бургард, что решил приколоться. Он сделал карикатуру на актрису, отсылая к фильму «Бестолковые», где ранее снималась Сильверстоун. По слухам, чтобы влезть в костюм, Алисии приходилось затягивать корсет. Это, в том числе, отражено на картинке.
Брюс Уэйн, считай, Джеймс Бонд от мира DC. Каждый фильм у него новая девушка, про которую ничего не будет известно в следующей части. В этот раз подруга героя – Джуди Мэдисон. Эта героиня впервые появилась в комиксах в 1939 году. Между прочим, первая любовь Брюса Уэйна.
Для сюжета персонаж не нужен совсем. Как оказалось, роль актрисы урезали. По первому варианту, у Джуди должна была умереть от рук Ядовитого плюща. Но так как кино детское, от такого захода отказались. Сцену вырезали, а актриса Элли Макферсон здесь играет роль просто красивой куклы при появлении Брюса Уэйна на публике.
Помимо борьбы добра со злом, есть тут и другой конфликт – между Брюсом и Диком. Парнишка часто истерит, что старший напарник ему не доверяет и по итогу не получается командной работы. Робин тут предстает не с лучшей стороны. Ему бы не мешало вспомнить, кому он обязан всем.
Также, в этом фильме неожиданно Альфред находится на грани жизни и смерти из-за болезни. Поражает, что в самом абсурдном и наивном фильме о Бэтмене столь драматичная роль у вспомогательного полукомичного персонажа. Как бы ни было, подчёркивается, насколько Альфред дорог Брюсу. Хотя, по лицу Клуни непонятно, что он на самом деле испытывает.
В целом, кино знаковое. Оно было провальным в прокате, его возненавидели критики и зрители, оно занимает почётные места в рейтингах худших фильмов всех времён и народов. По последствиям же эффект не сравним ни с одним кинокомиксом. Масштаб трагедии в огромном просчёте. Создатели были на 100% уверены в успехе картины и не ожидали такого фиаско.
Сразу после этого закрылось несколько проектов Warner по комиксам DC, включая новый фильм о Бэтмене с рабочим названием «Batman uncharted». Его также должен был снимать Шумахер. Там супергерой сталкивался с Пугалом и Харли Квин. Также отменили спин-офф про Найтвинга с участием Криса О`Доннела и фильм о Супермене, что стал бы частью киновселенной (с Николасом Кейджем в главной роли).
И не только Warner скорректировали свои планы на супергеройское кино. Как в будущем отмечал президент Marvel studios Кевин Файги, «Бэтмен и Робин» - самый важный фильм по комиксам из когда-либо созданных, потому что его катастрофический провал заставил студии пересмотреть подход к экранизациям комиксов.
Лично я не берусь винить конкретных людей за провал фильма. Шумахер был хорошим голливудским режиссёром, а сценарист Акира Голдсман – тот тип, которому я всегда буду благодарен за «Игры разума». Причины лучше искать в системе, в которую оказались втянуты все, кто работал над фильмом. И пусть в плане сюжета «Бэтмен и Робин» - вещь бредовая, но тут есть зрелищность, динамичность и крутой каст. Порой, от блокбастеров ждут именно этого.