Funk metal... большинство меломанов наверное даже и не в курсе о существовании подобного поджанра тяжелой музыки. В принципе, оно не удивительно: фанк рок это далеко не самый распространённый представитель рок музыки, а фанк метал – ещё более дремучий, утяжеленный вариант фанк рока. Для тех, кто не в курсе, оригинальный фанк это скорее поджанр джаз музыки который наиболее всего выделяется специфическим, сильным акцентом на партиях бас-гитары. Таким образом, в фанк рок и метал группах басисты тоже как правило играют намного большую роль чем обычно.
Предыстория
Primus это американская группа основанная в 1984 году, в небольшом городе Ель Собранте, штат Калифорния. Бессмертным лидером группы является поющий басист Les Claypool, да и сам состав группы с годами почти что не менялся. Как ни странно, релиз который их поставил на карту это концертный альбом "Suck On This" 1989 года. У Primus не было денег для записи студийного альбома, поэтому они взяли в долг у отца Леса, записав на эти деньги концертник. "Suck On This" привлёк достаточно большое внимание в андерграунде, что позволило найти контору для записи дебютника, а успех дебютника "Frizzle Fry" (1990) привлёк внимание более серьёзного лейбла. В скором будущем "Frizzle Fry" оказался крайне влиятельным альбомом, поскольку это был один из тех релизов, которые оказали сильное влияние на стилистику дебютного альбома Korn, который в свою очередь моментально стал краеугольным камнем всего ню-метала. Если вы послушаете "Frizzle Fry", с оглядкой "Korn" (1994), то уверен, что заметите немало чего общего.
К своему второму альбому Primus отказались от мрачности дебютника и сделали музыку немного легче, что сразу же сказалось на резком взлёте популярности. "Sailing The Seas Of Cheese" вышел в 1991 году и принёс первую серьёзную популярность группе. После этого последовала тройка альбомов "Pork Soda" (1993), "Tales From The Punchbowl" (1995) и "The Brown Album"(1997) на которых Primus старались как можно больше отдалиться от метала и облегчить музыку, видимо чтобы сделать свою музыку более доступной массовому слушателю. В прочем, в конечном итоге это вряд ли удалось, поскольку в те же годы у Primus был слишком уж большой конкурент – Red Hot Chili Peppers, которые стали настоящими гигантами индустрии, в то время как Primus остались более тяжелой и странной группой для более узких ценителей. И да, распиаренная уникальность звучания Red Hot Chili Peppers легко объясняется тем, что это фанк рок группа которая перешла в альтернативный рок, и в альтернативном мейнстриме они там такие были единственные.
Рецензия
В некотором смысле, тут история для Primus прошла полный круг: если когда-то они сами того не зная сыграли важную роль в зарождении ню-метала, то тут практически ровно наоборот – популярность ню-метала и альтернативного метала оказала немалую роль на звучание этого альбома и всё таки вынудила вернуться Primus к своим метал-корням. Так что с одной стороны у нас тут металическая тяжесть "Frizzle Fry", с другой – бóльшая композиционная сложность в духе прогрессивного рока/метала с "Tales From The Punchbowl", с третьей – влияние популярного тогда альтернативного метала.
И так, "Antipop" – шестой студийный альбом Primus, вышел 19 октября 1999 года под крылом лейбла Interscope Records. Написание и запись альбома сопровождалось большим количеством разногласий внутри музыкального коллектива. В записи "Antipop" принимало не мало сессионных музыкантов, и даже были дополнительные продюсеры которые занимались какой-то одной конкретной песней. С таким описанием можно было бы подумать, что данный альбом – страшный раздрай, но на удивление ровно наоборот – на выходе получился цельный, монолитный материал, в жизни не догадаешься что там позади сцены творилось подобное.
Les Claypool и гитарист Ler (Larry LaLonde) – завсегдатаи группы, они присутствуют на абсолютно всех релизах Primus. Brain (Bryan Kei Mantia) – их 'второстепенный' ударник, он был только на альбах "The Brown Album" и "Antipop", а так же короткое время в 1989 году. Стоит отметить, что он так же записал один альбом с легендарной британской индастриал метал группой Godflesh, "Songs Of Love And Hate" (1996), а так же записывался с такими знаменитостями как Tom Waits, Guns N' Roses и Serj Tankian, и даже засветился в многострадальной компьютерной игре Cyberpunk 2077 (2020).
Может не самый звёздный, но определённо самый поляризующий персонаж среди гостей это Fred Durst – он продюссировал главный сингл альбома, Lacquer Head. В целом, оно не лишено смысла, взрывные гитары на припеве – определённо не без параллелей с Limp Bizkit. Что более интересно, так это то, что на Lacquer Head был снят клип о вреде наркотиков, и этот клип убрали с MTV за 'пр*паганду н*ркотиков'. Вот такая вот ирония, на грани полного дебилизма.
Наиболее звёздный состав получился у песни Eclectic Electric: там в роли главного гитариста – James Hetfield, бессмертный фронтмен Metallica, а дополнительным гитаристом является Jim Martin – один из бывших участников Faith No More. Так же, это единственная песня альбома где Ler сыграл на синтезаторе. Можно было бы подумать, что песня с главной звездой Металлики будет весьма заводной и рок'н'рольной, но не тут то было: это один из наиболее странных треков альбома львиная доля которого состоит из неторопливых переборов которые быть может даже можно сравнить с гитарным эмбиентом. Кстати, присутствие Джеймса тут видимо не случайно: Лес когда-то проходил аудиенцию на то чтобы стать новым басистом Металлики, но его якобы не взяли поскольку он был "слишком хорош для них". Но, конечно же, думаю всем понятно, что экстравагантному стилю Леса в Металлике банально не место.
Немалая роль так же досталась гитаристу Rage Against The Machine, Tom Morello – он здесь спродюсировал и сыграл на гитаре в треках Electric Uncle Sam, Mama Didn't Raise No Fool и Power Mad. Кстати, Electric Uncle Sam является вторым синглом альбома.
Ещё одной знаменитостью среди гостей является Tom Waits (сегодня наверное лучше известен как композитор саундтреков для фильмов, но он так же написал не мало альбомов в жанрах джаза, блюза, рока и экспериментальной музыки). Он подарил интро альбому, а так же продюсировал закрывающий трек Coattails Of A Dead Man – наиболее странная песня альбома, под некий то ли шансон, то ли блатняк. Существует мнение, что текст этой песни – о Курте Кобейне и его жене Кортни Лав, но это никогда не было официально ни подтверждено, ни опровергнуто.
Неожиданностью можно назвать присутствие Matt Stone, один из создателей шоу South Park. Он тут продюсировал песню Natural Joe. На самом деле, это не первый раз когда пути Primus и South Park пересекаются, Primus ранее уже сочинял песню для вступления к этому мультсериалу.
Завершают этот хит-парад гостей трип-хоп певица Martina Topley-Bird и Stewart Copeland, барабанщик The Police. Martina Topley-Bird записала партии бэк-вокала для треков Dirty Drowning Man и Coattails Of A Dead Man, в то время как Stewart Copeland продюсировал песню Dirty Drowning Man.
К чему весь этот длинный список из звёздных гостей? Предполагаю, что по той же причине почему на обложке "Antipop" есть элементы всех предыдущих обложек, включая мелкие, сторонние релизы, и почему в клипе на Lacquer Head мелькают кадры из других клипов и опять старые обложки – так или иначе было понятно, что это прощальный релиз. И хотя группа официально не распадалась, с 2000 по 2003 год они фактически не существовали, а следующий альбом был только аж в 2011 году. Так что, в некотором смысле, "Antipop" это прощальный альбом, пускай это и не анонсировалось. И это не вспоминая, что творчество Primus после реюньона – весьма блеклое и относительно мало кому интересно, так что в некотором смысле это всё ещё последний (стоящий) альбом по сей день.
Может я перехожу к этому вопросу немного поздновато в рецензии, но в музыке Primus есть весьма специфические вещи про которые стоит знать. Во-первых, в некотором смысле Primus это рок/метал музыка шиворот-навыворот: в то время как у бесчисленного числа групп никогда толком не слышно бас-гитары и всё забивается обычной электрогитарой, у Primus ровно наоборот – бас, он повсюду, он вездесущ, он абсолют. В музыке Primus вы услышите много разных, странных звуков и скорее всего это всё бас-гитара. А вот найти партии гитары во всём этом – может быть крайне сложно. Усугубляет ситуацию то, что Ler – весьма своеобразный гитарист. Он предпочитает играть всякие там звуки, шумы и писки – вместо нормальных, полноценных риффов. В этом плане, музыка Primus нередко звучит как незаконченные демо версии песен – ритм-секция есть, а остальное подвести забыли. К счастью, к "Antipop" это практически не относится, здесь партии гитары – одни из самых заметных за всю дискографию этого странного коллектива, но далеко не всем альбомам так повезло. Собственно говоря, это одна из причин почему моими личными предпочтениями являются альбомы "Antipop" и "Frizzle Fry" – они наиболее метальные и материал на них больше всего похож на полноценные песни, а не скелет ритм-секции без остальной музыки.
Во-вторых, юмор. Primus это стёб-группа, и чувство юмора у Леса – весьма и весьма специфическое, если не сказать странное. Условно песни можно разбить на два типа. Первый проходит примерно по схеме "жил был X, он X, делал X". Этакая стилизация под житейские, бытовые истории. Второй лично меня может откровенно раздражать, какие то фетиши на тему еды (и прочие мерзости). К счастью, на "Antipop" нет ни одной песни на эту тему – ещё одна причина возвышать этот альбом над остальной дискографией.
Говоря о лирике нельзя не вспомнить про вокал. Часть фанатов жалуется, что "Antipop" не звучит как альбом Primus, и до некоторой степени с этим можно согласиться – я бы сказал, что из-за вокала. Лично для меня это плюс, поскольку обычно интонации Леса звучат более по-детски и несуразно чем здесь, но что есть то есть: по какой-то причине Лес здесь слегка не похож на самого себя. Видимо это то самое влияние альтернативного метала. Интересно, что в 2022 году Лес сказал, что "Antipop" является его наименее любимым альбомом Primus, и похоже, что ему не нравилось когда группу ассоциировали с тогдашним лагерем альтернативного метала, мол "нам с ними не место".
Возвращаясь к треклисту, осталось несколько ранее неупомянутых треков, без каких либо гостей: The Antipop, Greet The Scared Cow, Ballad Of Bodacious и The Final Voyage Of The Liquid Sky. Вступление к Greet The Scared Cow интересно с точки зрения того насколько строже стала цензура: пускай и несколько завуалировано, но если бы сегодня Лес так пошутил над исламом, то ему возможно пришлось бы публично извиняться перед ворами в законе, а так же бежать из страны (ну вы поняли), но тогда оно не только сошло с рук, но и никто даже не обратил внимание. Похоже, что The Final Voyage Of The Liquid Sky это одна из наименее обсуждаемых песен альбома, но так вышло, что моё знакомство с творчеством данного музыкального коллектива началось именно с неё и, как по мне, то она преступна недооценена, один из моих личных фаворитов за весь их репертуар. На альбоме так же присутствует скрытый трек, The Heckler – это перезапись композиции которая ранее присутствовала исключительно на концертнике "Suck On This", отличный подарок старым фанатам. Отдельно стоит отметить, что обычно перезаписывая материал с "Suck On This" Primus целенаправленно облегчали песни, но здесь они сохранили оригинальную металявую тяжесть.
Подводя итог, музыка Primus это определённо сильно на любителя и далеко не для всех. К тому же, не каждый выдержит целый час интенсивного бренчания басухи с шутовским вокалом. Но, если вы хотите попробовать это на зуб и у вас бэкграунд в метал-музыке, то "Antipop" это определённо один из лучших альбомов для старта, пускай это белая ворона дискографии, в некотором смысле. По моим личным предпочтениям, я могу назвать по настоящему сильными работами у них только "Antipop" и "Frizzle Fry". Ну и "Tales From The Punchbowl" достаточно неплох, но уже скорее на среднячковом уровне. Остальное – на свой страх и риск. С другой стороны, если вдруг вы больше тяготеете к рок музыке чем к металу и/или если вдруг вам не нравится гитарный перегруз более современных жанров, то тогда возможно вам больше понравятся другие альбомы.