Пока есть люди, есть и Ангелы. Кто был прежде, человек или Ангел ─ вопрос спорный. Во всех религиях упоминаются добрые исцеляющие и охраняющие существа ─ Ангелы, и злые соблазняющие и разрушающие существа ─ демоны. В нашем представлении Ангелы являются человекообразными эфирными крылатыми существами. Это служители и вестники Бога, так же как послы являются представителями царей или глав государств. Они приносят людям послания Бога, вмешиваются и изменяют судьбу человека.
Жизнь человека может принимать последовательное течение так или иначе соответствуя его поступкам, взглядам, встречам. Но вдруг в какой-то момент, он встречает вестника, и эта встреча изменяет всю его жизнь, приводит к постижению бытия. Не обязательно должно произойти чудо или что-то сверхчувственное. Часто это бывает коррекция, направление на правильный путь, подсказка, предсказание, предостережение или испытание. Бог имеет много различных возможностей благовествовать к людям. Он может на нашем пути поставить огромных светящихся, опаляющих Ангелов, и тогда нам не остаётся ничего другого, как послушание. Но чаще Бог при встрече с людьми представляется в облике человека, животного или растения, знаком на пути, или даже ветром, непогодой, радугой.
В такой замаскированной, скрытой встрече может быть скрытое послание, и оно одновременно испытание. Встречаемому человеку Бог предоставляет выбор: человек может воспринять посланца и послание. Но он может и, не обратив внимания, пройти мимо. Это огромное чудо, что узнавание посланца и принятие решения предоставляется на усмотрение человеку. Потому что, если предстаёт человеку различимый могущественный Небесный Посланец, который представляется Ангелом, человеку не остаётся никакого выбора, только послушание. Так же, как если бы генерал отдал солдату приказ. Такие Явления Бога и Его Ангелов бывали в драматические моменты Священной истории в жизнях немногих отдельных людей.
В Библии и других священных книгах человечества Бог или Его Ангел являются, когда нужно изменить судьбу народа, защитить от ужасной опасности, освободить из плена, или послать народу героя освободителя. Но сначала люди, которым является Бог, совсем не были ни героями, ни предводителями народа. Цари или пророки, как правило, ─ простые люди из народа. Если вчитываться в эти чудесные истории, то окажется, что это истории, которые происходят с каждым человеком на улице. И никто не знает, будь то царь или нищий, что будет с ним в будущем. Каждый велик и мал одновременно в своей земной жизни. И существование каждого немыслимо без непрерывного присутствия Бога в любой сфере его жизни.
Почему же нам теперь не являются больше Ангелы? А если они ещё являются, то такой случай исследуется только в психиатрическом аспекте? – Со времени раннего христианства представление о образе Ангела у людей претерпело изменение. С ним произошло то же, что у меня произошло с «Haaren meiner Seele». Всё началось с имени. В еврейском языке посланник называется «Мелех», а в греческом «Ангелос».
Если бы там, где стоит в тексте Ангел, было переведено «Посланец» или «Вестник», все люди читая привыкли бы к этому слову. Для нас же Ангелос, переведенный как «Ангел», эзотерическое существо, бестелесная крылатая сущность, «Гений», принадлежащий к многотысячному воинству Бога, проводник Божьей Воли.
Такие могучие и таинственные Служители Бога в Библии описываются как Херувимы, Серафимы, Власти и Престолы, но они не идентифицируются с Вестниками, к которым можно причислить, например, Ангелов, Архангелов и Архаев. Понятие Вестника не обязательно связано с образом бестелесного Ангела.
Старый Завет и Ислам запрещают представление Бога и человека в образном искусстве. Христианство, напротив, развило замечательную художественную силу в этом направлении. Ангелы Божии являются постоянными объектами этого изобразительного импульса. Они населяют христианскую иконографию. Три Ангела, которые представляют православную Троицу, сидят в роще Мамре у Авраама за столом, Иаков борется с Ангелом, Ангел перед Валаамом и его ослицей, Архангел Рафаэль на пути с Тобиасом, Ангелы у колыбели Спасителя, Ангел Благовещения ...
Священная История полна Ангелов. В эпоху раннего и позднего барокко они одеты в белое, но часто носят одежды византийских князей или первосвященников, которые являлись эзотерическими персонами высшего ранга.
В восточной иконографии Ангелы сохранили своё достоинство в качестве Вестников до сегодняшнего дня. На Западе уже с поздней готики и раннего ренессанса они начали изменяться. В эпоху барокко праздничные толстенькие младенцы-ангелы, в высшей степени дегенеративные, окружают алтари. Неужели такие крылатые детишки действительно являются важными посланниками, которые благовествуют людям Божью Волю? Ими утешаются, но о них ничего толком не знают. Слова, с которых Ангелы начинают своё благовествование: «Не бойся! ...», ─ становятся при таком образе Ангельских существ бессмысленными.
Большинство людей обретают знания о духовном мире из религиозного обучения на уроках Закона Божьего, где учитель интерпретирует Библию по собственному пониманию, основанному на том, что он сам в своё время выучил, говорит о явлениях Ангелов.
Итак, на картине и в слове ученики видят крылатого Ангела. Этот Ангел (учителя охотно говорят об Ангелах-хранителях) отодвинулся от нас, отчуждился. Мы больше не ожидаем, что он ласково и предостерегающе предстанет перед нами.
С Ангелами у меня было точно так же, как с «Волосами моей души». Я верил в них, потому что привык к ним с детства, но была очевидная пустота в этой вере. Однажды я читал одну из своих любимых книг «Хасидские книги» Мартина Бубера, и натолкнулся на историю, которая привела меня в остолбенение. Я перечитывал её снова и снова, пытаясь докопаться до сути. Там ученик спрашивал у своего учителя (Мастера): «Почему Авраам играет в Священной Истории большую роль, чем Лот, ведь оба приютили Ангелов?». Учитель отвечает: «К Аврааму вечером пришли трое пыльных усталых мужчин, и он в них узнал Ангелов Божиих!».
На иконе для Алтаря нашего великого иконописца Андрея Рублёва, также и на бесчисленных иконах в домах и церквях, прекрасно нарисованы три мужские фигуры с крыльями. Стол, возле которого они сидят, олицетворяет алтарь. В центре стола стоит чаша, символизирующая будущий приход Христа. Что же это за пыльные люди? При этом я ведь был убежден, что в некотором смысле неплохо знаю Библию! Я взял Библию и открыл нужное место. Там были пыльные мужчины! Потом я взял церковно-славянскую Библию, может быть там по-другому? Но нет, и там идёт речь о троих пыльных мужчинах. То же самое в католической Библии. О крылатых Ангелах ни слова! Вестниками были мужчины, и Авраам в путешественниках узнал Бога!
Как белокурые волосы с моей души, упали шоры с моих духовных глаз. Я начал понимать, что означают в действительности встречи с Ангелами, Вестниками Бога, и как они происходят. Мне не так сложно было это понять, потому что я происхожу из страны, где человек во времена моего детства ещё очень отчетливо переживал близость Бога. В предреволюционной России верующие люди жили в постоянном ожидании встречи со Христом или Его Вестниками. В православной теологии есть такое эсхатологическое ожидание конца света и прихода Царства Небесного. Но это дело теологии. Народ знал это иначе. В народе было живо могучее Слово Христа: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века!». И среди прочего живой образ: человек, который с двумя спутниками, учениками Иисуса, предпринимает долгое путешествие в Эммауз. Они переполнены трагическим происшествием и распятием своего учителя. Они бежали, и дух их подавлен, и они рады говорить о своём горе с третьим спутником, незнакомцем. Он же наставляет их, но они Его не узнают. И когда, придя в Эммауз, Он хочет с ними проститься, они просят Его: «Останься с нами, потому что день уже клонится к вечеру!». И Он остался с ними. И только тогда, когда Он благословляет трапезу и преломляет хлеб, они узнают Его.
Этот скрытый под покровом Господь в пути и встречает людей в каком-либо облике. И иногда спрашивают люди себя после какой-нибудь встречи с незнакомцем: «Не Он ли это был?». Из такого образа мыслей возникает ощущение тепла и благословенности во взаимосвязях. Нечто в словах ангелоподобного Исаака Сирина является истиной: «Когда узнаёт человек, что его сердце обрело чистоту? Когда он всех людей видит чистыми и безупречными, и никого не считает нечестным, сердце того действительно чисто!».
Бог включен в каждое действие. Утром при вставании, при одевании, во время еды, при посадке в транспорт, при начале любой работы верующий говорит: «Господи, благослови!». Бог стоит в центре всего бытия, сотворения всех вещей. Поставивший себя таким образом человек защищен и не может выпасть из Божьей Руки, потому что знает, что он всегда в Божьей Воле и Власти и в добрые времена и в нужде. Человек знает, что на этой Земле он гость, и знает о своём путешествии от рождения к смерти, к радостной смерти, как освобождению от оков уязвимой телесности.
Так было сотни лет на моей христианской родине, и за сотни лет до этого в Палестине и у первохристиан. Бог был близко, непосредственная тесная связь, чувство локтя, и ещё более внутри, в людях, в вещах, которые были в Его присутствии. Так это и в индуизме, когда верующий говорит: «Тат твам ази!» («я есть Ты!»), ─ и идентифицирует себя с Богом и другими существами.
И такая настроенность на Бога даёт людям узнать, когда Бог через другого человека, через ребёнка или старика, родственника, или даже собственную тёщу, нищего или путешественника, и не только их, а и через встречу с животным или даже предметом, человеку посылает весть, предостережение, указание. Духовно слепой проходит мимо таких посланий. Зрячий чувствует их своим сердцем и узнаёт, что это Послание, и оно идёт от Вестника.
Между тем в мире ничего не изменилось. Люди здесь, и Бог здесь. И снова Он обращается к нам и даёт свои знамения. Но понимаем ли мы Его язык? Ослепленные благодаря многосотлетней неправильной интерпретации Ангелов мы в нашем рационализме и материальной связанности потеряли надежду встретиться с крылатым Ангелом и не можем понять, что Бог не нуждается в них для своих сообщений, потому что те, кого мы в слепоте своей считали крылатыми Ангелами, были людьми, которые служили Богу.
Это были я и ты. Каждый когда-то, чаще или реже, сознательно или бессознательно является носителем Вести Бога. Чем более человек живёт по-божьему, тем более возрастает его функция Вестника Бога.
В Православии это ещё очень живо. Было раньше и остаётся до сих пор почтение и благоговение перед «святыми»: теми, кто в состоянии осуществлять связь с Богом, кто Богу ближе и милее, чем мы со своими малыми дарами. Потребность в контакте со святым старцем (уважаемым монахом, пустынником, или странником) была так велика, что весь народ от великих князей до нищего устремлялся, чтобы собственную душу омыть в свете чистоты другого.
Не политики или богатые промышленники, или знаменитые писатели и философы, а скромный неимущий старец был примером миллионам, а он становился таким только тогда, когда прошел в себе тяжелый путь от животного до Ангела, добрался до порога достижимого людьми. В Православии имеется звание «Преподобный», что означает примерно: «Сколько можно подобный Ангелу».
Мы удалились от образа Ангелов, как Вестников Бога, и Ангелы Престола Господня нам чужды. Но мы не можем жить иначе, как ища прообраз Ангела, который в нас предварительно заложен, и мы ищем ощупью, вслепую осуществления этого прообраза.
Великий и одарённый исследователь нашего времени и священник иезуитов Тейльхард де Хардин на основании своих исследований в области палеонтологии и в связи со своими озарениями пришел к выводу, что человечество, несмотря на все ужасные отступления в варварство, медленно, но верно продвигается из прошлого животного состояния к образу Ангела, высокодуховного человека, и что в конце развития в человеке возобладает ангельская сущность.
Говорит же Христос с такой проникновенностью о свете в нас. И мы знаем, что этот свет означает. Это не вопрос электрического напряжения, а вопрос связи с Богом: одухотворение, чистая внутренняя радость. Светиться может только любящий, дарящий, чистый, радостный, счастливый, униженный.
Каждый из нас переживал этот свет другого. Бывало, что он влюблён был, и объект его любви вызывал свет. И разве во взаимных улыбках, этого ангельского свойства людей, которого лишены животные, нет света? Как чудесно говорит об этом Франц Верфель: «Улыбка – это не морщина, а сущность света!».
Изменение, о котором говорит Иисус, означает изменение взглядов, перерождение. Всё остаётся по-прежнему, вещи не стронулись со своих мест, но занавеска, закрывавшая наш взор, тает и исчезает. И вот, этот же мир с этими же людьми, вещами, событиями и судьбами является в другом свете. И, если это происходит, и мы этому научаемся, то мы сами становимся другими. И мы тогда переживаем, что между вещами, в каждой встрече, в каждом переживании между нами и миром есть невидимая связь. И эта связь есть Бог. Он всегда и всюду между. Если мы учимся это познавать, тогда мы открываемся для Вести и для Вестников Бога.
В своей книге я хотел сначала рассказать о встречах с Вестниками Бога, как они описаны в Священной истории. Её действительным продолжением являются легенды русского народа, собранные Толстым. Но потом я решил рассказать о пережитых лично мной, моими друзьями и знакомыми встречах с Вестниками Бога.
Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.
Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.
#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать