«Корректировка показаний спидометра», как пишут в объявлениях об этой «услуге», стала пользоваться большим спросом в последнее время. Однако с тех, кто ее оказывает, вскоре могут спросить не по-детски. Как и с самих заказчиков.
Предложение карать за скручивание пробега пришло от руководства ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Подобные действия не только обманывают покупателя подержанной машины, но и представляют опасность для окружающих. Поэтому предложено ввести ответственность за скручивание пробега у автомобилей. Для начала — административную в виде штрафа в 300 тыс. рублей. А для тех, кто с первого раза не понимает — уголовную. Именно уголовно караются аналогичные действия в ФРГ, утверждают в РОАД.
Предложение здравое, и вряд ли кто из нас, потенциальных покупателей, против нее будет возражать (да нас и не спросят). Но чтобы оно стало реальностью сделать нужно очень много. Требуется внести изменения в КоАП и Уголовный кодекс, для этого Госдума должна принять их в трех чтениях и передать в Совет Федерации. После ободрения СФ утвердить их должен президент, выпустив и опубликовав соответствующий указ.
В общем, год на это уйдет, как минимум. Но надо же когда-то начинать.
Однако до этого нужно подумать, что именно следует считать административно (а затем и уголовно) наказуемыми деяниями. Понятно, что случайно изменить показания одометра нельзя. В случае электронного прибора нужно как минимум подключить его к компьютеру и задать определенные команды. С механическим проще, но и тут элемент случайности не возможен.
Но будет ли считаться несанкционированным изменением показаний смена самого одометра вместе со щитком приборов? Например, в случае, если старый сломался или перегорел. Самый распространенный способ — купить бывший в употреблении. Но на нем ведь будет собственный пробег, а не ваш. Или, чтобы не попасть под статью, его перед установкой нужно… откорректировать?
Все эти нюансы, как и многие другие, следует уточнять перед введением ответственности. Иначе полетят щепки, быть которой никто не захочет. И не нужно здесь оправдание никакой рубкой леса.
Много ли у нас сидит за изменение маркировки номерных агрегатов? Не много. За «корректировку спидометра» будет сидеть еще меньше. Но не потому, что крутить его перестанут. Нет, конечно. Спрос на подобные услуги у тех, кто занимается нечестным автомобильным бизнесом, будет всегда. Цены на них возрастут — однозначно, как и на все запрещенное.
А вот доказать, что это сделал именно обвиняемый, будет очень сложно. Даже в той же показательной Германии скручивание пробега до сих пор не удалось изжить под корень.