Найти тему
Строфа и кофе...

О ПОЭЗИИ (продолжение)

О любви "на краю" из истоков опыта и арабской поэзии

Иногда поэзия может отключить цензуру и, например, дать еще одно представление о разноликой любви. Понимаю, что молчаливый мужской взгляд в стандарт не втиснуть.

Чтобы было полегче воспринимать, начну издалека. Однажды мне попалось стихотворение, которое подвело черту под рядом событий. Чужие строфы мы воспринимаем по-своему, это по большей части зависит от душевного состояния. Стихотворение называлось "Фронт любви", написал его марокканский поэт Абдель-Илах Сальхи.

Здесь буквальный перевод, достаточно точный.

ФРОНТ ЛЮБВИ
То, что мы узнали о любви, было из романов, рассказов и стихов,
От бедности собственных взглядов, порой от безопытности, мы с легкостью влюблялись
и с еще большей легкостью начинали страдать.
Но, несмотря, на это, мы цепляемся за такую любовь, у которой нет жизни и бытия,
за пределами книг.
Безответная любовь «убивала» многих из нас, заставляла скитаться от одной «любви» к другой, и истинная любовь исчезала бесследно.
Но, несмотря на это, временами появляется воин – чаще юноша,
как символ израненного знамения, насмехающийся над грузом реальности
и ее жерновами,
ему кажется, что его страсть ценнее мерседесов, которые идеей осаждают его бедную подругу, а истинные чувства – смертельное оружие, достаточное для того, чтобы выиграть битву.
А мы – искалеченные жертвы «любовной войны», «страдающие от любовных шрамов»,
пьющие дешевое вино с безымянными шл@хами в темных пивных, почему-то жалеем всякого юношу, который выходит из ниоткуда, пишет о любви удачные стихи, и остается на этом «фронте» совершенно беззащитным...

Для владеющих языком.

جبهة الحب
كل ما تعلمناه من الحب كان في الروايات والقصص والأشعار
مع الفقر والأحباط وضيق الأفق
صرنا نحب يسهولة مريعة ونتعذب بسهولة أكبر.
ومع ذلك تشبتنا بذلك الحب لا حياة له ولا مقام له سوي بين السطور.
هزائم الحب فتكت بالكثير منا شردت ألألاف وبسببها لختفي الكثيرون عن الأنظار
ورغم ذلك من حين لآخر يظهر محارب ما، شاب علي الأرجع، ملوحا بعلم مهتزئ
هازئا بجبروت الواقع وطاحونته الدموية إنه علي يقين بأن لوحته أكثر قيمة من سيارات
المرسيديس التي تحاصر معشوقته الفقيرة وبأن صدق الإحساس سلاح مددر يكفي
إشهاره كي تحسَمَ المعركة.
نحن معوقو هذه الحرب نتحسس ندوبنا ونحن نحتسي كؤوسا رحيصة
مع عهارات بدون أسماء في حانات مظلمة ونشفق
علي كل ساب يبزغ فجأة من أطراف المدن يمتطي قصيدة موهوبة
ويدخل الجبهة أعزلا.

Мне понравилось в нем все, но оно всколыхнуло собственные ассоциации и потребность высказаться. В литературном переводе стиха есть преднамеренные неточности. Удобно в вуаль, а порой и паранджу рифм прятать жестокую правду. Женский взгляд на мужчину отчаянно наивен. Даже правдивую поэзию девочки воспринимают через призму своих собственных иллюзий.

О ЛЮБВИ… НА КРАЮ

Мы познаем любовь из книг, а там слова, не ощущенья,
А чувства требуют прозренья, пик взлета, вспышку, счастья миг.
Но невозможно сочетать игру в любовь и святость чувства,
Искусственность дает искусство. А искренность, что может дать?
Ни проза, ни стихи, ни опыт – чужое близости не даст,
Но сердце жаждет в этот омут, а разум говорит, – предаст…
Заложницею книжных истин любовь скорбит, даря печаль.
Самих себя нам часто жаль, мы копим боль и укоризны.
Так жизнь проходит вся в игре, спектакль про страсть, любовь и верность,
Но истинная достоверность, когда любовь на алтаре,
Как жертва, безотчетный дар, там близко все и смерть, и вечность,
И ощущая бесконечность, ты понимаешь, чем ты стал…
Там «фронт любви», война за души, там нет дешевки, все всерьез,
Там близость чувствует удушье, когда фальшивят ноты слез.
И только тот, кто был у края и понимал, что значит смерть
В любви врата откроет рая пред тем как завтра умереть…
Там все для счастья, пусть на миг, где фронт – в мгновенье целый мир,
Но осознанье, что любил, войдет в предсмертный хрип и крик…

Дешевкой вина, шл@хи, взгляды, вдали алеющий закат,
Жизнь сытая и без преград, да только не сдержать досады…

А за алеющей чертой, где «фронт», все чисто, беззащитно,
Любовь «на час» до дрожи слитна…
А дальше?
Навсегда с тобой…

Поясню, прошло достаточно времени, чтобы воспринимать многие вещи правильно. "Тот, кто был у края и понимал, что значит смерть" – стихия в "любви". Не стихиен, а стихия, т.е. способен снести все устойчивые сооружения взглядов на "энтот процесс". Почему? Потому... Есть профессиональные издержки, например, у военных. Они привыкли ходить по краю жизни. Собственно это и откладывает отпечаток на многое. Им так легче запоминать. Для них память важна. Много трудных минут, есть потребность из памяти доставать то, что по своей пиковости (взлету) не меньше ощущений фронтальной зоны жизни и #смерти.

Помимо этого, очень часто происходит иллюзорный возврат "в храм любви" (к любимой) при совершенно иной действительности – "любовь «на час», но она "до дрожи слитна", "беззащитна и чиста"... Вот так. Любые рассуждения об адюльтере здесь неуместны. Там реальности никто не видит. Все видят дом.

Стихи могут быть элегантной формой неэлегантного. Это всегда вопрос прочтения. (Написания, кстати, тоже. Стихи способны уничтожить утонченный полунамек взгляда и прозы. Потом стихотворные формы легче запоминаются. Если срифмовать глупость, пошлость, сплетню, это неплохо подхватится людьми). Вопрос всегда один к поэту: какой взгляд формирует твое слово. В арабской поэзии стихи призывают к совершенству и мудрости. Это красивая форма духовных созвучий. "У слов должны быть глаза бога". Человечьи не нужны.

ГЛАЗА СЛОВ
С
олнце заслонили облака из пыли,
Тьма покрыла разум,
скорбь влилась в глаза,
Много судеб войны поглотили разом,
И не виден выход,
скрыты небеса.
В этот час нелегкий самый зоркий путник
Не найдет дорогу,
не осилит путь.
Обратившись к Богу, стань для всех истоком
Зренья, света, жизни –
Словом Правды будь.
(Ахмад Фуад Нигм, Египет)

Вторая строфа войну именует штормом (стихией).

عيون الكلام

إذا الشمس غرقت
في بحر الغمام
ومدت على الدنيا
موجة ظلام
ومات البصر
في العيون والبصاير
وغاب الطريق
في الخطوط والدواير
يا ساير يا داير
يا بو المفهومية
مفيش لك دليل
غير عيون الكلام

Взгляды мужчин-поэтов на образ любви, собственно, резко не отличаются. Это всегда потребность в сильном чувстве-вспышке. Запомнить вспышку на всю #жизнь.

Одна лишь ночь…
всего одна, но ясно все по ней,
с кем ты остался навсегда, с кем нежного нежней...
Другие впустят, жизнь проста, но не любовь и страсть…
Любимая всегда одна, у ней над сердцем власть…

حكم اخر الليل
إن لم تجد نصفك الذي يليق بك..
فَـ أحذر أن ترضى بأي نصف آخر...
أن تعاستك ستبدأ من هنا...
عندما ترضى بما لا يناسبك....

Остальное завтра...

Влачит культура инородная убогое существование.
Нам нужно только всенародное признанье нужности незнания.

(просто так)