Это уже третья прочитанная мной книга Людмилы Улицкой, больше скачанных пока нет )
Сразу к грубой субъективной оценке:
Из трех прочитанных романов: «Казус Кукоцкого», «Зеленый шатер» и "Лестница Якова», Лестница стоит ровно посередине. Казус останется, думаю первым, Шатер был для меня перегружен персонажами, и вообще оказался скорее сборником рассказов (а рассказы – не мой жанр), а вот эта сага с элементами биографии деда Людмилы Евгеньевны была действительно любопытна.
Умная, интеллигентная, развитая во многих культурных областях писательница безусловно очень талантлива, но не каждому читателю будет интересно глубоко вдаваться в детали профессии театрального художника-постановщика. Я, к сожалению, далека от театра, мне всегда сложно поверить актерам и декорациям. Я знаю, что это печально, и лучше промолчать о своих недостатках, чем открыто о них писать, но раз уже несколько сотен страниц в книге посвящено театру, я не в силах скрывать, что я спокойно «засыпала» на этих этапах прослушивания, но (как уже достаточно опытный аудиослушатель) быстро возвращалась и внимательно продолжала слушать, как только эти зарисовки заканчивались.
О сюжете
Роман представляет собой некую семейную хронику, начиная с 1890 года – с рождения Якова Осецкого до 2011 года – рождения нового Якова. Итого пять поколений представлены.
Вообще если совсем коротко - то книга, конечно, о любви. О любви на фоне тяжелых событий 20 столетия.
Повествование сфокусировано на двух главных героях:
1. Яков Осецкий
(точнее Улицкий, так как за основу романа взяты реальные письма деда Людмилы Улицкой по отцовской линии - Якова Улицкого)
Яков представлен нам утонченным интеллектуалом с разносторонними интересами из обеспеченной семьи. Особенно ярким увлечением была у него музыка
Там, где молчит слово, – там говорит звук. Безсильная в передаче акта воли, музыка может глубоко и интенсивно раскрыть внутреннее состояние человека, передать чистую эмоцию
Мы узнаём о знакомстве и последующей сильнейшей любви Якова к Марусе (бабушке Л.Е.У), и об их короткой идиллии. А затем мы будем долго-долго страдать вместе с этой парой, переживая за их жизни и распадающийся брак. Всё это действительно берется из ссыльных писем, которые для меня были просто чем-то совершенно фантастическим. Полные любви, полные культурного просвещения, а главное жажды знаний и жажды жизни. Очень красивые письма (П.С. судя по отзывам кому-то наоборот про театр было интересно читать, а все эти длиннющие любовные письма мужа к жене они пропускали…)
Нам всегда было интересно друг с другом, супружеской скуки мы не знали. При всяких новых впечатлениях, при радости, при страдании, при новых мыслях, при творческих попытках – первое желание: рассказать, написать тебе. Я так врос в это, что – смешно сказать – за долгие годы разлуки до сих пор не отвык от этого и теперь еще нередко должен побороть первую мысль, первое желание – поделиться с тобой. Это не только важное содержание брака, это – его сущность, его драгоценность, его гордость
Уже привычно было для себя делать отметки о той или иной книге, упомянутой в переписке Яковым, которую хотелось бы прочитать, или о тех или иных композиторах, музыку которых грешно не знать (а я как раз из таких, классику слушаю раз в год, вот, например, благодаря Улицкой возникает такое желание...)
2. Внучка Якова Осецкого - Нора
(насколько я поняла в ключе биографии семьи, это сама Людмила, и год рождения (1943) совпадает)
Реальная встреча в жизни с ее дедом у Норы произошла еще в несознательном своем возрасте, зато уже в начале 21 века Нора наконец вспомнила о сундуке с письмами, оставшемся ей после смерти любимой бабушки Маруси. В нём она и нашла все письма Якова Осецкого (ее деда) из тюрем и ссылок к его жене и сыну.
Роман построен так, что письма "Из сундучка" начала 20 века постоянно смешиваются с 80-ыми и далее годами жизни Норы. Я уже привыкла к такому виду повествования и мне это совсем не мешало. Ведь здесь ещё и про родных идет речь. А если вспомнить, что Людмила Улицкая закончила биологический факультет МГУ и несколько лет работала в Институте общей генетики АН СССР, то всё вообще довольно просто. Мы следим за тем, как те или иные черты характера, вкусы и взгляды проявляются и искажаются в том или ином поколении. Это действительно очень увлекает.
Но вернемся к Норе.
Нора представлена нам женщиной без предрассудков, и мы почему-то мгновенно ей симпатизируем. Силе характера можно только позавидовать! Прямо с первых страниц нам рассказывают как ввиду довольно сложных обстоятельств, она без долгих колебаний рожает от нелюбимого человека ребенка. Отец ребенка - Витя - человек с особенностями развития, но это её совсем не пугает, ей от Вити ничего собственно и не нужно, и вообще, у нее только одна слабость - любит она совсем другого, женатого человека. Их связь с Тенгизом началась с совместного театрального проекта (Тенгиз - режиссер, а Нора - художник-постановщик) и будет долгой, но прерывистой
(Якова и Марусю свела музыка, Нору и Тенгиза - театр... романтика!)
Личные впечатления
Обе линии любви просто шикарно описаны, их невозможно быстро забыть. Я до сих пор думаю о разводе Маруси с Яковым... Удалось ведь автору так запечатлеть их связь, что несмотря на то, что ей категорически веришь, её преобразование сложно понять. Слышала много негативных отзывов о Марусе, но я здесь их никак не поддержу. Мне кажется, мне удалось её понять.
Вообще сложно давать оценки персонажам, если это отчасти биография рода Улицких. Поэтому я воздержусь, пожалуй. Скажу только, что Яков Улицкий (в книге Осецкий) был очень культурно-развитой личностью, и главы про него были самыми интересными для меня. Уважаю и испытываю трепет перед людьми, которые столько знают, испытывают постоянную тягу к знаниям, не забывают ничего из того, что читали и грамотно пользуются тем, что изучили. Завидую огромной белой завистью! 🤗 Правда, к большому сожалению, подобных людей встречала – единицы.
С другой стороны их скорее всего в метро не встретишь, наверно их больше вот как раз в театрах?... значит не судьба, я в театре раз в три года по приглашению )))) И то, крайне выборочно:
Последние посещения театра были:
- Рок-опера "Преступление и наказание"
- Спектакль "Игра в правду"
- Рок-мюзикл ТОДД (старинная английская легенда о безумном парикмахере Суини Тодд - это эксперимент группы «Король и Шут» и продюсерской компании «Театральное дело»
Продолжая мысль насколько мне стыдно быть настолько несведущей в вопросах театра скажу, что даже спектакли подобранные Норой и Тенгизом для постановок выбраны не случайно, вот их список:
- «Три сестры» Чехова
- Путешествия Гулливера
- Король Лир
- Кармен
- Вий
- Леди Макбет Мценского уезда
На просторах интернета я нашла информацию, что по этому списку показаны все ступени жизни, пройденные и прочувствованные героями:
- отличие от животного существования;
- работа, социальные роли и личность;
- национальная принадлежность;
- любовь и страсть;
- судьба и смерть;
- преодоление материального мира в акте творчества
Пожалуй, пора заканчивать ))))
Хотя... И ещё. Один из известных блогеров дзена как-то назвал несколько писателей, которые уже «исписались». Вот у меня получилось двоякое мнение по поводу Улицкой.
С одной стороны, я, скорее всего, больше и не буду ее читать (она как-то говорила, что роман "Лестница Якова" последний, но что-то чует моё сердце: выйдет еще что-то крупненькое). Как мне показалось, Лестница – довольно достойное завершение писательского пути. Да, ничего такого вот новенького в романе нет, то есть если ты Лестницу не прочитаешь, но уже читал Казус – мне кажется, ты ничего не потеряешь. Но! С учетом того, что Л.Улицкая в романе использует реальные письма родного деда – я думаю она писала роман действительно больше для себя лично, и это, если честно, мне импонирует 😊
С другой стороны, увековечив таким образом историю своих предков, и получив огромное количество положительных отзывов (2016 год — «Большая книга», третья премия и приз читательских симпатий) я теперь жду и роман (или, как там по модному: нон-фикшн?))) ) о её друзьях... Если выйдет - прочитаю 😋
И, напоследок, вернусь к названию своего отзыва про лестницу. Почему так названа книга – я не поняла. Вот отрывок из книги:
— Хорошо, Нора! Очень хорошо. Делаем! Я только не понял, что это за лестница Иакова, о которой ты говорила? Нора взглянула на Берга с удивлением: — Как что? Сон патриарха Иакова возле Вефиля. Ему приснилась лестница, по ней ангелы снуют вверх-вниз, а c самого верха лестницы Господь Бог ему говорит что-то типа — вот ты здесь лежишь, а я тебе объявляю, что земля, на которой ты дрыхнешь, тебе подарена, я благословляю тебя и все потомство твое, а в тебе и все прочие племена. — Замечательный сон. Я почему-то его не запомнил. — Я бы тоже проскочила, Туся пальцем ткнула. Не переживай, Ефим. Главное для нас — что Господь Бог всех благословил через евреев, всех поголовно. И если евреев из этого мира выгонят, неизвестно, сохранится ли благословение… — засмеялась Нора.
И все равно для меня неясно. Думаю, все знают из Библии про сон Иакова, про отсылки к пришествию Спасителя про надежду Господа о духовном развитии и приближении «земли к небу». Может я что-то не так поняла, но мне показалось странным так назвать книгу про свой род.
Тысяча извинений у фанатов Л.Е.У. )))
Оценка: 7/10
Где читала: Перелет Москва-Куба и обратно
Информация о книге: Аудиокнига, приобретенная на Литрес. Чтец: Марина Ливанова
Длительность: 26 ч. 57 мин (750 стр)
Дата написания: 2015