Найти тему

«Один пояс, один путь»: что получает Китай в рамках инициативы?

Оглавление

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» является масштабным международным проектом экономического сотрудничества, о котором Китай говорит как о проекте со «всеобщей выгодой» для всех участников. Однако не все так позитивно, как кажется на первый взгляд.

На чём основывается «Один пояс, один путь»?

Инициатива «Один пояс, один путь» – это масштабный китайский проект международного экономического сотрудничества, в рамках которого развивается инфраструктура и экономическое положение прежде всего развивающихся стран с инвестиционной помощью Китая.

Впервые об инициативе Председатель КНР Си Цзиньпин заявил в ходе визита в Казахстан 7 сентября 2013 г. За это время к инициативе присоединились 138 стран и 31 международная организация.

Карта маршрутов инициативы «Один пояс, один путь»
Карта маршрутов инициативы «Один пояс, один путь»

Реализация «Одного пояса, одного пути» исходит из нахождения баланса между справедливостью и выгодой, при этом Китай как инициатор инициативы должен «больше отдавать и меньше получать, сначала отдавать – потом получать».

По мнению экспертов, предпосылками появления инициативы является созревшая необходимость смены парадигмы мирового развития. Мировой финансовый кризис 2008 г. показал невозможность западного мира указывать вектор экономического развития. Китай, в свою очередь, готов и способен идти во главе мировых перемен. Успешная реализация китайской инициативы способна окончательно обозначить новый статус Китая на международной арене – статус глобальной державы.

Развитие инициативы связано с некоторыми отрицательно влияющими факторами.

  • нет формального документа: инициатива по-прежнему лишена конкретики и задаёт лишь общие рамки реализации,
  • не все страны готовы обеспечивать строительство инфраструктурных объектов, а особенно брать на себя многолетние обязательства, которые сделают экономику зависимой от кредитора, то есть Китая.

В 2019 г. Канцелярия руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути» выпустила доклад, который объединил все теоретические обоснования реализации инициативы.

Инициатива направлена на мирное развитие и экономическое сотрудничество, а не создание геополитического или иного «китайского» блока.

При этом Китай предлагает всем заинтересованных сторонам принять участие в развитии общей инфраструктуры, которая будет способствовать:

  • более эффективной и выгодной торговле товарами и услугами,
  • свободному движению капитала,
  • внедрению инновационных форм торговли.

В докладе также подчёркивается, что совместное строительство «Одного пояса, одного пути» предполагает всеобщий выигрыш, а не игру с нулевой суммой.

Инвестиционная политика Китая

Проекты инициативы «Один пояс, один путь» в большей степени инвестируются китайской стороной, поскольку развивающиеся страны не располагают необходимыми для реализации проектов средствами.

Инвестиционные возможности Китая могут обслужить подавляющее число стран «Одного пояса, одного пути», однако строительство инфраструктуры привязывает страны к кредитору, ведь методы строительства, технологии и дальнейшее обслуживание принадлежат Китаю, который не будет отказываться от возможности предоставить рабочие места своему населению.

Коммерческие кредиты, выданные странам Латинской Америки "большой пятеркой" коммерческих банков Китая
Коммерческие кредиты, выданные странам Латинской Америки "большой пятеркой" коммерческих банков Китая

В 2021 г. американская исследовательская лаборатория AidData при William & Mary’s Global Research Institute опубликовала доклад, который посвящён инвестиционной деятельности Китая 2000–2021 гг.

Документ отмечает, что инфраструктурные проекты часто связаны с краткосрочными экономическими выгодами и долгосрочными рисками. В первую очередь данные риски возникают из-за инвестиционной политики проектов, которая представляет собой кредитное финансирование, погашение обязательств при этом возможно за счёт средств, полученных от экспорта природных ресурсов в Китай.

Подобную модель погашения кредитов можно наблюдать, например, в отношениях Китая и Эквадора. В 2020 г. стороны достигли договорённость о кредите в размере 1,4 млрд долл. США, который будет обеспечен за счёт 50 млн баррелей сырой нефти. Национальная нефтяная компания Эквадора Petroecuador выполняет обязательства по семи контрактам, подписанных с китайской государственной компанией PetroChina Co Ltd и Unipec, дочерней организация Sinopec. В период 2007–2017 гг. компании предоставили Эквадору около 5,3 млрд долл. США, по договорам, Petroecuador до 2024 г. обязуется отправить до 2024 г. около 500 млн баррелей нефти.

При этом следует отметить, что споры о выгоде участия в проектах инициативы ведутся во всех регионах.

Сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» позволяет развивающимся странам с напряжёнными отношениями с США обеспечивать экономический рост за счёт инвестиций, инфраструктурных проектов и экспорта энергоресурсов в Китай.

Например, после мирового финансового кризиса 2008 г. Эквадор отказался выполнять обязательства перед западными кредиторами, ссылаясь на экономические трудности. Ухудшение отношений с США привели к улучшению отношений с Китаем, который выдавал финансовые средства весьма активно. Так, в 2010 г. Эквадор получил от Экспортно-импортного банка и Государственного банка развития Китая кредитные средства в размере 3,3 млрд долл. США на развитие энергетики. Последние кредиты были выданы в 2018 г. теми же банками в размере 969 млн. долл. США на строительство инфраструктуры. К 2020 г. общая сумма кредитных обязательств Эквадора составила 19 млрд долл. США.

Таким образом, инициатива «Один пояс, один путь» приносит странам-участницам неоспоримые преимущества: развитие инфраструктуры, снижение политической и экономической зависимости от США и ЕС, поддержание экономического роста, усиление их роли в региональной и международной экономике.

Однако следует отметить, что Китай от подобного сотрудничества выигрывает не меньше. Благодаря проектам в рамках инициативы Китай обеспечивает энергетическую безопасность, выходит на крупные рынки за счёт прямых иностранных инвестиций, борется с безработицей с помощью привлечения своих рабочих на предприятия инициативы, заручается политической поддержкой в международных организациях.