Стала читать книгу, потому что очень понравилась "Клара и солнце" и не раз встречала отсылки к "Не отпускай" как к лучшей книге писателя.
Увы. Мне так не показалось. Хорошо, что знакомство с писателем состоялось не с этого романа.
Книгу можно отнести к социальной фантастике, где мир выдуманный, несуществующий плавно вписан в мир самый что ни на есть обычный.
По большей частью кажется, что мир совершенно реален. Автор приводит множество черт и деталей двадцатого века:есть упоминания о второй мировой, о Битлз, появляются разные технические достижения, типа плееров и наушников.
Однако постепенно приходит осознание: герои живут НЕ В НАШЕМ МИРЕ. Или наше общество претерпело какие-то изменения. А потом открывается правда: все изменилось после открытий возможности клонирования.
«После войны, в начале пятидесятых, когда одно за другим стремительно делались великие научные открытия, у людей не было времени критически все обдумать, поднять разумные вопросы. Внезапно открылась масса новых возможностей; многие болезни, с которыми врачи до тех пор не могли бороться, стали излечимыми. Это было первое, что мир увидел, первое, чего он хотел. И люди долго предпочитали думать, что все эти человеческие органы являются ниоткуда – ну, в лучшем случае выращиваются в каком-то вакууме».
Хотелось бы жить в мире, созданном Исигуро? Нет. Однозначно нет. Недаром характеристику обществу писатель вкладывает в уста неоднозначной героини.
"Новый мир. Да, более технологичный, да, более эффективный. Новые способы лечения старых болезней. Очень хорошо. Но мир при этом жесткий, безжалостный".
Отсутствие динамики повествования, с одной стороны, вызывает скуку. С другой - воспринимается как приём, необходимый, чтобы подчеркнуть обыденность жизни будущих доноров. Пока читаешь, не понимая сути происходящего, никак не можешь избавиться от мысли: Хейлшем - обычное закрытое учреждение для сирот, детский дом, проще говоря. К чему тогда такие подробные описания будней?
Хотя и вопросов возникало достаточно. Почему детей по большей мере обучали всему, что связано с искусством? Что за таинственная Галерея, куда неизменно отбирались лучшие работы? Какое отношение к донорству имела Мадам? И почему Мадам так боялась детей? Может, всё объясняется просто: "Через рисунки, стихи и всякое такое выявляется, какие мы есть внутри".
А если детей готовили исключительно для донорства, зачем было заниматься их духовностью?
"Для чего вообще было нужно все это наше творчество? Для чего нас учили, поощряли, заставляли рисовать, лепить, сочинять? Если впереди у нас были только выемки, а потом смерть, – зачем все эти уроки? Все эти книги, дискуссии?"
Наверное, ответ ещё более прост, чем кажется, и в то же время - весьма философский.
Детей "выращивали", "создавали" для "выимок" - для донорства. Что они? Или кто? Роботы? Клоны? Или искусственные дети? И главный вопрос. А как вообще воспитывать таких детей? Сразу сообщать правду ради чего они выведены? Давать образование? И еще: есть ли у таких созданий душа? Можно ли развить "душу"?
Сколько вопросов - нравственных, сложных, неразрешимых. Однако Кадзуо Исигуро в одном не сомневается:
«Самое важное – мы показали миру, что, если воспитанники растут в гуманной и цивилизованной обстановке, они способны стать такими же восприимчивыми и разумными, как любые обычные люди. До этого все клоны – или воспитанники, как мы предпочитали вас называть, – существовали только как материал для медицины».
Чего же лишены искусственные дети?
Способности ЧУВСТВОВАТЬ по-настоящему. Любить (а не заниматься этим), дружить, поддерживать друг друга. Да даже поиск «возможного я» (человека, ради которого они созданы) не вызывает нужных эмоций. Потому и повествование от первого лица совершенно безэмоционально: Кэти не дано чувствовать, но она может поделиться тем, что с ней происходило.
Главная героиня – Кэти Ш. (у всех героев, кстати, вместо фамилий – одна буква) не стала донором, она помощник, тот, кто помогает другим донорам после выемок: ухаживает, следит за психологическим состоянием. Все, с кем она выросла, с кем ее связывали какие-то отношения, - Рут, Томми – доноры. Вряд ли жизнь Кэти можно назвать полноценной, хотя она много лет отработала помощником, многим по-настоящему была полезна, заслужила отдыха, на который выйдет совсем скоро. Однако потери, которые она переживает, даже для нее, лишенной эмоций, оказываются столь велики, что к концу повествования сам героиня о «пенсии» даже не вспоминает.
Не значит ли это, что и «искусственные люди» - ЛЮДИ?
Вообще, роман Кадзуо Исигуро больше ставит вопросы, чем отвечает на них.
Пожалуй, больше всего понравилось название книги и то, как это название обыграно. Лишенные возможности иметь детей и знающие об этом девочки в глубине души не могут не жалеть об этом. Неосознанно главная героиня песню о любви «Не отпускай меня, детка» воспринимает как песню о матери, прижимающей к груди своего маленького ребенка.
Интересно, что книга Исигуро вышла в том же году, что и фантастическая лента Майкла Бэя «Остров». Идея двух произведений одинаковая: сильные мира сего могут себе позволить иметь «замену», «банк органов», возможность на перерождение или просто продолжение жизни. Впрочем, в начале двадцать первого вопросы клонирования на самом деле интересовали многих. Этим и объясняется, очевидно, схожесть сюжетов.