Автор - brekotin #
Производство упаковок — это процесс изготовления различных типов тары. Производители предлагают широкий спектр изделий для упаковки готовой продукции. На российском рынке присутствует тара из бумаги, картона и комбинированных материалов, ПЭТ и ПП, алюминия и металла. Отечественные производители пищевой упаковки постоянно расширяют ассортимент продукции, используя качественное, проверенное сырье.
Данный материал можно посмотреть на видео (там получилось больше информации).
Крупнейшие российские производители упаковки
Упаковочная промышленность является одной из наиболее перспективных отраслей в российской экономике. Заводы, на которых производятся упаковочные материалы, расположены во всех регионах России. Некоторые из них специализируются на выпуске полимерной тары, другие — на изготовлении картонной, пластмассовой тары. Работают предприятия, выпускающие бумажную и гофротару.
Производство и продажа пищевой тары для продуктов – вид бизнеса, который синхронизируется с другими сферами: легкой, пищевой промышленностью, электроникой, электротехникой и другими отраслями.
Ситуация на рынке тары в России
Упаковочные материалы используются в разных сферах. В первую очередь – это производство, где требуется упаковочный материал в больших количествах. Но есть и другие сферы. К примеру, магазины и рынки, где продают товары. Также пищевая промышленность и предприятия общественного питания.
Сегодня в РФ занимается производством индивидуальной упаковки более 5000 компаний. На душу населения в нашей стране производится только около 3000 единиц в год. По оценкам экспертов, в 2020 г. производство составило 450 тыс. т или около 140 млрд. руб.
Как санкции повлияли на отрасль.
При введение санкции западные страны рассчитывали в первую очередь нанести удар по производству. И все что касается любого производства, максимально подпадает под санкции. В первую очередь, обслуживание линий производства. Ставка на то, что при плановой и внеплановой замене комплектующих на линиях производства российские предприятия не смогут их обслужить. И как следствие, произойдет сокращение производства в России.
Мы побывали на Новосибирской фабрике по производству упаковки с патриотичным названием РоссПак
Сам директор компании Дидюхин Игорь Юрьевич все показал и рассказал. И меня больше всего восхитило именно отношение к обслуживанию линий по производству. Когда речь заходит про любые достижения российских предприятий, в комментарии сразу набегают профессиональные плакальщики, мол в России не умеют делать электронику. Хотя по сути, не отрицая того, что проблема имеет действительно место быть, мало кто из них осознает что у России закрыты многие направления в электроники. ну или частично закрыты благодаря кооперации с нашими партнерами.
Небольшое отступление. Я заканчивал отделение Автоматизации физико-технических исследовний Изического факультета НГУ. И более 10 лет в у меня в рабочем удостоверении было написано Инженер по автоматизированным системам управления. И работал я на производстве. С одной стороны, я понимаю сложность подобных конструкторских разработок, с другой стороны, очень приятно видеть производственника, который обсуждает создание средств производства, как обычный рабочий момент. Ну типа, да, делаем. Лучше чем тайваньцы. Нормально чоо….
По стечению обстоятельств, буквально за неделю до этого я был на фабрике РотФронт, и директор фабрики сказал примерно то же самое.
Как санкции изменили упаковки продуктов в России
Проблемы возникли также у крупнейшего производителя пищевой упаковки — российского предприятия шведской Tetra Pak (входит в швейцарскую группу Tetra Laval). В апреле стало известно, что Tetra Pak перестал поставлять российским производителям упаковку для национальных продуктов — кефира и ряженки. После того как часть сырья и упаковочных материалов, поставлявшихся в Россию, попала под санкции ЕС, российский завод Tetra Pak оказался отрезан от этих поставок. Головная компания Tetra Pak попросила власти Швеции исключить эти товары из-под санкций, объясняя это гуманитарными соображениями, но получила отказ
Российские власти в ответ начали эксперимент по созданию «отечественного Tetra Pak» — аналогов для импортной упаковки. Чтобы растянуть запасы краски, пока не будут найдены альтернативные поставщики, производители молочных продуктов и соков начали разрабатывать временный дизайн упаковки продуктов
В мае волгоградский производитель соков и детского питания «Сады Придонья» объявил, что из-за дефицита картона, специальных лаков и красок будет выпускать продукты в минималистичной упаковке
В новой упаковке преобладает белый фон, но сохранены узнаваемые элементы брендов и обозначения, которые требуется наносить в соответствии с техническим регламентом
На некоторые товары производители наносят предупреждающие надписи о том, что упаковка выглядит непривычно, но внутри — те же самые продукты
Рынок упаковки: кто пострадал, а кто выиграл от санкций 2022 года
Специальная военная операция и введенные санкции, спровоцировали уход с отечественного рынка зарубежных производителей упаковки и поставщиков сырья для неё.
По оценкам различных экспертов, рынок упаковочных изделий России в 2021 году составил 1, 2 трлн рублей. Основной его объем между собой разделяли пластик (38%) в размере 456 млрд руб. и упаковка из бумаги или картона (36%) в размере 432 млрд руб. за год.
Целлюлозно-бумажная промышленность пострадала от западных санкций, введённых после начала СВО, в наибольшей степени. Начались перебои в поставках сырья, а иностранные компании, владеющие крупными российскими предприятиями, объявили об уходе с рынка России. Выросли цены на офисную бумагу. Производители продуктов питания прибегли к вынужденной смене упаковки. Рост цен ощутили все — и производители продуктов питания, и общепит, и, разумеется, конечные потребители.
Производство упаковочного сырья
Что касается текущего периода, то уже в конце февраля 2022 года объемы производства сократились на 25%. Изменение вызвано как внешними факторами, спровоцированными санкционными кампаниями, так и решением самих производителей снизить объемы выпуска сырья для упаковки на четверть. Такой «выход из ситуации» связан с возможными негативными последствиями, которые потенциально мог спровоцировать демпинг, — когда в погоне за привлечением дополнительных заказов производители бы намерено снижали цены, оставаясь без должного уровня прибыли. К концу 2022 года темпы прироста объемов производства сырья для упаковки из картона и гофрокартона развернулись в обратную сторону, достигнув показателей 2017 года — чуть более 4 млн тонн.
В денежном выражении прирост за 5 лет и вовсе был двухкратным — только в 2021 году стоимостные объемы производства увеличились на 87% за счет роста отгрузочных цен производителей, дефицита макулатуры из-за оттока мигрантов во время пандемии (большая часть макулатуры собиралась именно мигрантами) и переориентации розничной торговли на формат онлайн-доставки. Усредненная стоимость сырья в 2021 году составляла 50 232 рублей/тонна, увеличившись в 1,5 раза в сравнении с предыдущим годом.
Потребление упаковки
Нехватка картона для пищевой упаковки оказала влияние на крупных производителей продуктов, которые начали поиск новых партнерских связей. За счет появления дополнительных издержек увеличилась стоимость итогового продукта, что ощутили конечные потребители.
Жизнь без пластика — уже миф?
Скорее да, чем нет, ведь на рынке упаковки пластик (или по-другому полимеры) занимает 38% от всего объема. Структура рынка полимерной упаковки включает в себя жесткую упаковку (51%) и гибкую (49%).
На фоне высокого спроса на продукцию пищевой индустрии рынок полимерной упаковки на протяжении 5 лет демонстрировал растущую динамику, средний ежегодный прирост был на уровне 4%.
Положительное влияние на рынок полимерной упаковки оказало то, что он практически на 90% обеспечен отечественным производством. В нестабильных для экономики России условиях полимерные заводы не повышают цены. Так, СИБУР еще в феврале-марте 2022 года зафиксировал спотовые цены на основные марки полипропиленов.
Проблем же из-за развития «зеленой» повестки и ужесточения отечественных и мировых стратегий по этому поводу для себя производитель не предвидит.
Краткие итоги
1. Структура российского рынка упаковки включает в себя производство пластиковой упаковки (38%), упаковки из дерева, картона и бумаги (36%), стеклотары (12%) и прочих упаковочных изделий (14%). Февральские события в большей степени нанесли удар по целлюлозно-бумажной промышленности, чья конъюнктура рынка напрямую зависела от зарубежных участников и поставщиков компонентов. Уход иностранных представителей заставил отечественное производство пересмотреть планы выпуска как упаковочного сырья, так и самой упаковки.
Ну и вернемся к компании Роспак. Какого уныния, сворачивания производства я не увидел. Более того, про один проект они попросили не рассказывать. Могу отметить соляную комнату, которые раньше я не видел на других предприятиях.
Скажу больше, при мне, вместе с владельцами индустриального парка города Новосибирска они обсуждали расширение производства. Ну и произошел забавный момент. Во время съемки, нам жаловались на отсутствие промышленной ипотеки.
Так вот, монтировали видео больше месяца. И за это время состоялось послание Президента Федеральному Собранию, где было объявлено о возможности привлечения промышленной ипотеки на строительство.
В свою очередь компании Сибпак желаю дальнейших производственных достижений, ну а российской промышленности преодолеть все проблемы с импортозамещением. Исходные условия еть, но надо решить колоссальное количество вопросов.
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).