Зима и весна преподнесли немало погодных «сюрпризов». Как их перенесли озимые, и чего ждать от посевной?
Санитарный эффект
О том, что чередование оттепели со сходом снежного покрова, дождя и последующих сильных морозов скажется на будущем урожае, руководитель сельскохозяйственного предприятия, бывший глава Ленинского района и экс-советник-наставник правительства Тульской области Андрей Самошин, предсказывал tula.aif.ru ещё в январе.
Он тогда говорил, что для весенней посевной такие метеоявления вреда не принесут, даже отчасти пойдут на пользу. Потому что промерзание несёт в себе санитарный эффект. И те инфекции, которые накопились в почве, могут быть частично уничтожены.
«Что же касается озимых, для них ситуация, мягко говоря, не очень хорошая. Мало того, что осенью мы не досеяли в силу погодных условий почти сто тысяч гектаров озимых. Те из них, что ушли в зимовку, часть из них была не в самом лучшем состоянии. И вот то, что у нас почти сошёл снежный покров перед морозами, после ледяной корки, после обильных осадков, в том числе, в виде дождя, я не вижу ничего хорошего», - сказал тогда Андрей Самошин.
Дожди подвели
В 2022 году тульские растениеводы должны были получить хороший урожай, но погодные условия не позволили убрать его полностью. В частности, в результате затяжных дождей с полей успели убрать лишь около 87% сои, 70% картофеля и других овощей, 62% подсолнечника. В агропромышленном комплексе Тульской области был введён режим чрезвычайной ситуации, что позволило региону обратиться за финансовой помощью в правительство РФ. Также введение режима ЧС дало основания не штрафовать аграриев за невыполнение целевых показателей по полученным субсидиям. А банки получили право рассмотреть возможность продления действующих кредитов.
Уже к марту Туластат окончательно подсчитал: на фоне рекордного за последние годы сбора зерновых в Тульской области в 2022 году – 2,7 млн тонн в первоначально оприходованном весе, показатели по другим культурам значительно просели. Так, сахарной свёклы в регионе собрали лишь 184 тыс. тонн, что в 4 раза меньше, чем в 2019 г. и на почти на 12 тыс. тонн меньше, чем в 2021 г. Но она безотносительно к погода ушла в кризис из-за остановки местных заводов и перепроизводства прошлых лет.
Подсолнечника на зерно удалось собрать в объёме 81,3 тыс. тонн или на 17,7 тыс. тонн меньше по сравнению с предыдущим годом. Картофеля накопали 600,8 тыс. тонн, что на 45,8 тыс. тонн меньше результатов 2021 года. По овощам удалось незначительно превысить показатели предыдущего года, собрав 124,5 тыс. тонн.
К слову, обещанную компенсацию тульские растениеводы так и не получили. Более того, некоторые из них «не под запись» жалуются на бюрократические препоны, которые в принципе поставить под вопрос саму возможность получения федеральных средств.
Весна планы подскажет
Фермер из Чернского района Виктор Головешкин в прогнозах крайне осторожен. Говорит, многое зависит от весны, которая климатически только-только началась. Но часть озимых погибнуть могла, считает он. Зима-то была неблагоприятной – снега мало, льда много. Он, покрыв своей коркой поля, и погубить росточки.
А вышеупомянутый Андрей Самошин свой январский прогноз несколько пересмотрел. По его мнению, пока рано делать окончательные выводы о видах на урожай, поскольку не со всех полей сошёл снег.
«Но я по полям проехал вокруг Тулы – ситуация неплохая. Всё-таки не было сильных затяжных морозов, да, ледяная корка образовывалась была, но зерновые озимые, на первый весенний взгляд, производят хорошее впечатление, серьёзной гибели не наблюдается. По рапсу совсем рано ещё говорить, но пока те посевы, кто ушли в зиму в нормальной фазе развития, находятся в хорошем состоянии».
Падающие цены не радуют
Беда, на взгляд агрария, в другом – неприемлемые закупочные цены на продукцию растениеводства. Они продолжают падать и прогнозы неутешительны: процесс продолжится. По масличным культурам он может составить почти два раза, по зерновым – тоже на 40-60%. Урожай, видимо, будет чуть ниже, чем в прошлом году, считает Самошин. Но, тем не менее, он может оказаться достаточно высоким.
В плюсе от перепроизводства сельхозкультур пока животноводы – у них корма дешевеют. Но следом дешевеет и мясо – свинина, птица. Поэтому в скором времени они могут оказаться в той же шкуре, что и братья-растениеводы.
Экс-советник губернатора и, к слову, бывший депутат Госдумы, считает, что государство должно обратить внимание на перепроизводство сельхозпродукции, применять другие инструменты и методы, ибо нынешние не всегда отвечают возникающим вызовам. Производство нужно либо ограничивать, либо создать условия для развития экспорта. Иначе всё закончится кризисом роста, что может привести к массовым банкротствам сельхозорганизаций, как это было в девяностые годы.
Оптимизма по поводу видов на грядущий урожай-2023, похоже, не разделяет Александр Попов – руководитель крупного хозяйства из Киреевского района. По его оценке, те посевные площади, где уже сошёл снег, позволяют сделать вывод о гибели значительной части озимых пшеницы и рапса – до 50%. Своё чёрное дело сделала ледяная корка, образовавшаяся в результате многочисленных перепадов температуры минувшей зимой, когда морозы и снегопады сменялись оттепелями и наоборот. Почва промёрзла, поэтому талые, а теперь ещё и дождевые, воды стекают в овраги и водоёмы, поэтому влаги может оказаться недостаточно.
Официально
Ещё в конце февраля министр сельского хозяйства Алексей Стёпин довёл до тульских аграриев рекомендацию минсельхоза России: посевные площади должны быть сохранены на уровне прошлого года. Планируется, что в этом году будет засеяно порядка 970 тыс. га. По утверждению чиновника, обеспеченность хозяйств семенами превысила 90%. К началу марта было приобретено порядка 60% необходимых удобрений, остальные поставки планируются сейчас и в апреле.
В 2023 году на поддержку аграриев региона выделено 1,8 млрд рублей. Приняты заявки на выплату погектарной поддержки. По итогам совещания Министерству сельского хозяйства поручено довести запланированные меры поддержки до аграриев до 1 апреля.