Этот вопрос интересовал еще мыслителей древности. Первым, кто детально обдумал этот вопрос, был Аристотель. Он предположил, что активным субъектом в человеке является так называемое псюхе — способность к активности. Слово псюхе можно перевести как
душа.
Собственно, сам термин «психология» состоит из двух слов: псюхе — душа (греч.), и логия — учение. То есть психология — это наука о душе.
Правда, ответа на вопрос Аристотель не дал. Потому что опять же возникает вопрос: а вот эта псюхе, она почему заставляет человека действовать?
Есть сюжет античной мифологии, который это объясняет.
Психея
Никак не запомню миф про Сизифа,
сколько ни пытался — бесполезно.
Психея — богиня души. Но это потом. Сначала Психея родилась обычной женщиной. Смертной. Но очень красивой. Греки говорили, что если для рассказа о красоте любой женщины можно подобрать слова, то прелесть Психеи не поддавалась описанию обычного человека.
Я подумал, что если человеку описание не поддавалось, то, может, нейросеть справится? Нейросеть по слову «psyche» выдала следующую картинку:
Из-за красоты у Психеи возникла серьезная проблема. Потому что на роль первой красавицы претендовала не кто-нибудь, а богиня красоты — Афродита. Ей соперницы были не нужны.
Поэтому жестокая богиня приставила к Психее двух своих верных служанок — Заботу и Уныние, чтобы они сторожили ее неотступно. А сама стала придумывать Психее невыполнимые задания: зерна разгребать или шерсти золоторунных баранов настричь.
Что ж, переходим к толкованию этого мифа. Внутри человека есть душа, то есть нечто невыразимо прекрасное. Душа стремится к свободе, но сторожат ее забота и уныние.
В конце мифа все кончается хорошо. Зевс дал прекрасной Психее чашу с нектаром бессмертия. Она выпила нектар и стала бессмертной богиней.
Но мы же понимаем, что это — миф. Когда с утра до вечера занимаешься
невыполнимыми задачами, то времени на поиски нектара бессмертия уже не остается.
Но пользу из этого мифа все-таки можно извлечь.
Душевный выбор
Она хотела красивую фигуру,
но душа требовала колбасы.
Итак, в мифе мы видим три мотивации к действию:
- Красота
- Забота
- Уныние
Если у души мотивация — красота, то человек хочет что-то в жизни улучшить, сделать красивым и гармоничным.
Если у души мотивация — забота, то человек — это приставка к какому-то делу. И он заботится о том, чтобы это дело выполнялось.
И наконец, если у души мотивация — уныние, то человек избегает любого
напряжения. Он хочет забиться в угол, и чтобы его не трогали.
Есть прекрасные стихи Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Эти стихи прекрасны по форме, но к содержанию есть вопросы. Такое впечатление, что эти стихи поэту продиктовала богиня Афродита. Может, все-таки, не надо прекрасную душу тащить «через сугроб, через ухаб»?
В любом случае душа — ваша, поэтому выберите, что вас будет мотивировать к действию.
Отнеситесь к своей душе
как-то подушевнее.
Если хотите узнать секрет работы интеллекта, рекомендую прочитать мини-книгу «Самое важное о вашем интеллекте».
Получите книгу бесплатно на этой странице: https://sheremetev.aoserver.ru/?r=ac&id=8487&lg=ru