Найти тему

Что заставляет человека действовать?

Этот вопрос интересовал еще мыслителей древности. Первым, кто детально обдумал этот вопрос, был Аристотель. Он предположил, что активным субъектом в человеке является так называемое псюхе — способность к активности. Слово псюхе можно перевести как
душа.

Собственно, сам термин «психология» состоит из двух слов: псюхе — душа (греч.), и логия — учение. То есть психология — это наука о душе.

Правда, ответа на вопрос Аристотель не дал. Потому что опять же возникает вопрос: а вот эта псюхе, она почему заставляет человека действовать?

Есть сюжет античной мифологии, который это объясняет.

Психея

Никак не запомню миф про Сизифа,
сколько ни пытался — бесполезно.

Психея — богиня души. Но это потом. Сначала Психея родилась обычной женщиной. Смертной. Но очень красивой. Греки говорили, что если для рассказа о красоте любой женщины можно подобрать слова, то прелесть Психеи не поддавалась описанию обычного человека.

Я подумал, что если человеку описание не поддавалось, то, может, нейросеть справится? Нейросеть по слову «psyche» выдала следующую картинку:

Из-за красоты у Психеи возникла серьезная проблема. Потому что на роль первой красавицы претендовала не кто-нибудь, а богиня красоты — Афродита. Ей соперницы были не нужны.

Поэтому жестокая богиня приставила к Психее двух своих верных служанок — Заботу и Уныние, чтобы они сторожили ее неотступно. А сама стала придумывать Психее невыполнимые задания: зерна разгребать или шерсти золоторунных баранов настричь.

Что ж, переходим к толкованию этого мифа. Внутри человека есть душа, то есть нечто невыразимо прекрасное. Душа стремится к свободе, но сторожат ее забота и уныние.

В конце мифа все кончается хорошо. Зевс дал прекрасной Психее чашу с нектаром бессмертия. Она выпила нектар и стала бессмертной богиней.

Но мы же понимаем, что это — миф. Когда с утра до вечера занимаешься
невыполнимыми задачами, то времени на поиски нектара бессмертия уже не остается.

Но пользу из этого мифа все-таки можно извлечь.

Душевный выбор

Она хотела красивую фигуру,
но душа требовала колбасы.

Итак, в мифе мы видим три мотивации к действию:

  • Красота
  • Забота
  • Уныние

Если у души мотивация — красота, то человек хочет что-то в жизни улучшить, сделать красивым и гармоничным.

Если у души мотивация — забота, то человек — это приставка к какому-то делу. И он заботится о том, чтобы это дело выполнялось.

И наконец, если у души мотивация — уныние, то человек избегает любого
напряжения. Он хочет забиться в угол, и чтобы его не трогали.

Есть прекрасные стихи Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Эти стихи прекрасны по форме, но к содержанию есть вопросы. Такое впечатление, что эти стихи поэту продиктовала богиня Афродита. Может, все-таки, не надо прекрасную душу тащить «через сугроб, через ухаб»?

В любом случае душа — ваша, поэтому выберите, что вас будет мотивировать к действию.

Отнеситесь к своей душе
как-то подушевнее.

Если хотите узнать секрет работы интеллекта, рекомендую прочитать мини-книгу «Самое важное о вашем интеллекте».

-2

Получите книгу бесплатно на этой странице: https://sheremetev.aoserver.ru/?r=ac&id=8487&lg=ru