Найти тему
V_A_N

Pro ... секрет аналогового звука ["Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным"]

Уж сколько изломано копий и стрел, а истина утонула в "вине"?

"Цифра" намного точнее "аналога" (в том числе как носитель звука), это доказано измерениями, подтверждено наукой, перепроверено практикой и точка (.). Только не надо спешить в комментсах рисовать детские лесенки и копипастить притянутые за уши закономерные доводы зашоренных, аль материально заинтересованных с обеих сторон - без сравнительного прослушивания в слепую или корректных измерений контраргументы не принимаются!... Однако всегда ли хороша сухая математическая точность??? Ведь благозвучность понятие растяжимое!

Понятно, прежде всего речь идёт о носителе звука, причем массовом. Любая студийная аппаратура сейчас это симбиоз аналога и цифры. Да и в быту на динамики идёт аналоговый сигнал, каковы бы ни были источники звука и усилители. При этом следует признать, что развитие цифры пошло по пути удешевления и обмана системы слуха человека.

Многие из нас устали от мелькания, мерцания и скорости вездесущей "цифры". Мониторы, планшеты, экраны ТВ и тд мерцают, реклама, новости и хайпы мелькают, скорость выливания-вливания информации увеличивается лавиной. Звук в цифре становится всё чётче, всё доступнее и, как ни парадоксально, всё безрадостнее.

Про АЦП и ЦАПы кратенько.
Прекрасные АЦП типа SAR (https://en.m.wikipedia.org/wiki/Successive-approximation_ADC), дающие даже на 16 битах отличный звук, днём с огнём не сыщешь и в студийной аппаратуре. Причина тривиальна - цена. Дельта-сигма намного дешевле, а разницу среди потребителей мало кто слышит.
ЦАПы "цирруслогик" (CS), в том числе топовые, требуют недешёвой развязки, в саунд картах за 1000 бакинских звучат превосходно. Японские АКМ на мой слух благозвучнее, а так как проще в плане схемотехники, то и по цене выгоднее. ВВ неудачных что-то многовато. Сейчас появились новые фирмы, новые веяния, новые цены - брожение идёт, вроде бы количество рано или поздно должно перейти в качество. Соотношение сигнал шум бьёт рекорды, 120 дБ уже ни кого не удивишь, звук становится всё чище, всё детальнее и стирильнее. Уже отчетливо слышно в цифровой записи, как скрипит стул под музыкантом, как клокочет слюна у солиста. Причем преобразователи со 115 дБ уже не катят, массам подавай 120 дБ! Ой, той ли мы дорогой идём, товарищи? Для раскраски звучания еще в студии (в том числе домашней) индустрией предлагается туча программных примочек-плагинов, очень красивых-эффектных, моделирующих что угодно, хоть "лампу", хоть "джина". Напомню, лучшие микрофоны (конечно, аналоговые) дают SNR лишь ~83 дБ. Конечно, можно в цифре и это подтянуть. Аль голос и живые инструменты тоже в цифре скоро синтезировать бум?)))
Грузите бобины бочками !))) [1]
Грузите бобины бочками !))) [1]

Меж тем всё больше меломанов сдувают пыль с неподъёмных аналоговых аппаратов, достают с антресолей винил, кассеты и катушки, роются в закромах винтажа. По винилу и ленте как носителям звука я уже прошёлся. Оба дороги, сложны в эксплуатации и недолговечны (винил обычно сдает после 50 проигрываний, с дорогущей лентой повеселее), но дают заветный кайф. Причина кроется в нашей психологии!!! Оказывается, мы рады обманываться. И тонны гигов музыки нам избыточны. И пролистывать-скроллить длиннющие музыкальные списки нам уже влом. И качество, которое без малейшего изъяна, как-то утомительно, ведь самые вкусные яблочки с червячком. Совсем другое дело достал любимую пластиночку, поставил, включил и ... полностью расслабился под ненавязчивое потрескивание винила и тёплые волны аналогового усиления. Бесконечно рыскать по трекам тут уже не канает, проматывать песни на ленте автопоиском под характерные веселяще булькающие звуки - головки сажать, поэтому волен-с не волен-с, а сбрасывай цифровые медиа оковы и погружайся в исконно "натуральную" музыку. Если хотите, это уже особая форма медитации и самовнушения. И лично я только "ЗА" обеими руками за чисто аналоговый способ релакса, однако стремление к истине тому не помеха.

Следует признать, что ценители качественного звука в последнее время вынуждены обратиться к винилу, поскольку сидюки, стримы и хай-резы зачастую изгажены перекомпрессией в угоду громкости звучания, а на элитарных SACD далеко не вся музыка выходит. Складывается впечатление, что звук на массовых цифровых носителях гробится умышленно, дабы плодился аналог, который не копируется точь-в-точь.

Любой аналоговый носитель раскрашивает звук. Но благозвучно! И в этом весь секрет. Причем при нормальном функционировании аппаратуры раскрашивание не тембральное, а динамическое. Так, вследствие частотнозависимой компрессии в ~40 дБ на этапе изготовления любой матрицы у винила как бы "выпуклые", детальные СЧ, а НЧ и ВЧ по динамическому диапазону приподняты так, что от АС не требуется выдающейся макро и микродинамики. Благодаря "перегрузочным" свойствам любой магнитной ленты смягчаются гармоники ударно-импульсных звуков. Да, иглы, тонармы, столы и т.п., привнося особую раскраску своими резонансами, дают особенные и иногда чётко слышимые послезвучия. Последние когда благозвучные, а когда и не очень, но неповторимые. Да, магнитные головки, способы подмагничивания и расширения динамического диапазона ленты реализованы сильно по разному. Каждый аппарат обладает уникальным характером. Даже в рамках одной модельной серии/партии технологический разброс дарит массу сюрпризов. А помноженный на сакрально мануальную реставрацию и того более.

... было предложено угадать на слух, какой из источников звучит, и похоже, для многих это стало сверхсложной задачей. [2]
... было предложено угадать на слух, какой из источников звучит, и похоже, для многих это стало сверхсложной задачей. [2]

Лучше звучит "аналог" или хуже, как и то, улучшает ли аналог звучание вообще - вечную кассовую тему оставим для борзописцев-клаводавов. По факту же, что-то в "цифре" вышло лучше, что-то хуже, всё зависит от того, насколько качественно была сделана исходная (студийная) запись, и в каком состоянии оная дошла до конкретного носителя. А улучшение и раскрашивание звука далеко не синонимы. Кому-то раскраска "аналогом" желанна, как манна небесная, а кому-то нет. Зависит от особенностей слуха индивида, эстетических предпочтений, ну и возможностей имеющейся аудио аппаратуры.

Перемывать кости, какой звук лучше японский, американский, аль еще какой, даже если разница реально кому-то значима - занятие бессмысленное. О вкусах не спорят. Кто-то предпочтёт как правило более звонкий японский, кому-то больше по душе чаще более напористый американский, пусть таковые лишь клише в умах аудиофилов.

Тогда как качество звучания записи имеет свои каноны. Если хотите, золотые сечения. Незыблемые! И оные по гамбургскому счёту не зависят ни от специфики носителя, ни от особенностей жанра музыки. Прописаны в студиях кровью утраченных денег, упрятаны на веки на семь замков горькими пролётами, изжёваны в ВУЗах, готовящих "звукачей". В принципе, кита всего три: натуральность, тембральный баланс и динамический диапазон (для комфортного прослушивания в плане миро и макро динамики). Не в моно добавляется еще достоверность локализации источников звука. Остальное - мелочи 2го порядка. Сбалансированность инструментов и голосов подразумевается, это азы.

Первопричина кроется не в носителе звука, а в качестве исходной (студийной) записи! Изгадить же неумелым "правиловом" (как бы мастерингом) можно звук на любом носителе. Кстати, цифровой CD стал заложником войны громкости, т.к. лучше других носителей терпит перекомпрессию и клиппинг. Музыкальный материал с отличным качеством-звучанием можно найти на любом носителе, но это отдельная эпопея.

Безусловно, чтобы убедиться, что не носитель звука виноват, необходима соответствующая (грамотно подобранная) по качеству аудио аппаратура. И вовсе не обязательно отваливать по пол-ляма за компонент, пол-штукой евро вполне можно довольствоваться. Главное, опыт прослушивания на разной аппаратуре и аналитический подход.

Вот многим категорически не нравится, как звучат самопальные оцифровки винила. Таковые действительно зачастую плохи/ посредственны по ряду причин. Не лучшая (не оптимальная, не отстроенная и т.п.) задействованная аппаратура, не лучшая подвернувшаяся пластинка, не лучшая последующая обработка в цифре. Например, многие цифруют с запасом по уровню, дабы не было "зашкала" (клиппинга), а потом подтягивают громкость обычным максимайзером, в следствие чего не только вылазит весь мусор, но и множатся искажения.

Как говаривал незабвенный Сева Новгородцев, вещая ещё из Лондона: «Счастливо, ребята!!!»

Про… жизнь (sex, sport & rock’n’roll) — ВАН | Литрес

===================================================

[1] https://www.hi-fi.ru/magazine/music/10-labels-reel-to-reel/

[2] https://stereo.ru/p/qlzic-bitva-za-format-bobina-vs-kasseta-vs-vinil-vs-cd-vs-hires

[*] https://upsound.org/studios/ - ссылки на видео из разных студий мира

[] https://blog.pedalzoo.ru/other/hi-end-rock-music/ - доп чтиво на русском

[] https://www.stereophile.com/content/records-die-2021 - доп чтиво на английском