Геворк Атарбекян (Атарбеков) родился в Эчмиадзине Эриванской губернии в семье мещанина. Свое детство Геворк провел в Баку у родственников. В 14 лет он увлекся политикой и вступил в РСДРП. Закончив гимназию поступил в Московский государственный университет на юридический факультет, но 1909 году был отчислен. В первую мировую не воевал и занимался общественной деятельностью на юге России. На какие средства жил не известно, но был членом Сухумского военно-революционного комитета. В начале 1918 года прибыл на Кавказские Минеральные Воды для наведения революционного порядка. В это время казачьи станицы не желали подчиняться власти большевиков и здесь разворачивалось противостояние между казаками генерала Андрея Шкуро и отрядами Георгия Орджоникидзе. Станицы Кисловодская, Боргустанская, Бекешевская, Суворовская и Ессентукская управлялись терскими атаманами и большевиков к себе не пускали. Здесь жили старики, женщины и дети тех казаков, кто погиб или еще не вернулся с фронта Первой мировой войны. Примерно в это время на Дону начался мятеж против новой власти большевиков. Георгий Атарбекян был инициативным и жестоким человеком развернувший в Пятигорске и его округе бурную деятельность по поиску врагов.
Города Кавказских Минеральный Вод тогда были местом, где свои годы доживали заслуженные люди России и как правило отставные военные. По мнению большевиков они как профессиональные и опытные офицеры могли создать основу армии сопротивления. В одном из особняков города Кисловодска с женой и тремя дочерьми жил отставной генерал от инфантерии Рузский Николай Владимирович.
Участник русско-турецкой 1877-1878 гг, русско-японской 1904-1905 гг и Первой мировой войн. Активный участник февральской революции 1917 года.
Именно Рузский 15 марта 1917 года с офицерами вошел в вагон поезда Императора Николая II у станции Псков и потребовал отречься от престола. Подойдя к вагону генерала пропустили как будто для доклада и охрана открыла тамбур, но ее тут же разоружили ворвавшиеся молодые офицеры. Николай Рузский вошел в штабной вагон и близко подошел к царю смотря ему в глаза. Тогда Рузский считал, что он исполняет великую миссию по спасению России. Николай II растерялся и не мог поверить в то, что его никто не защищает. Рузский положил заготовленный текст отречения и грубо схватил царя за руку. Император попытался вырваться, но генерал другой рукой схватил его за шею и начал гнуть к столу.
Рузский зло и громко требовал: " Подпишите, подпишите же. Разве Вы не видите, что Вам ничего другого не остается. Если Вы не подпишите, то я не отвечаю за Вашу жизнь". Царя обступили со всех сторон сторонники Рузского, а он беспомощно крутил головой по сторонам и искал поддержки. Император хотел звать на помощь, но ему грубо затыкали рот, да и охраны в вагоне уже не было. Это был военный заговор и государственный переворот. Императора России Николая II предали.
Идея заговорщиков была в том, что царь царствует без полномочий, а правительство управляет Россией. Позже генерал Рузский гордился своим поступком заставив царя отречься от престола в вагоне правительственного поезда. Со стороны генералов, кто тогда обманом проник в вагон, это было нарушение присяги и клятвы Императору России за что они все очень скоро поплатятся своей жизнью.
Уже 8 мая 1917 года главнокомандующий Северного фронта Первой мировой генерал Николай Рузский будет уволен из армии по состоянию здоровья. Как и многие заслуженные люди он уедет в Кисловодск на воды. Здесь чистый воздух и размеренная жизнь горно-бальнеологического курорта. Эти места Николаю Владимировичу Рузскому были знакомы так как еще в 1896 году он здесь командовал легендарным 151-м пехотным Пятигорским полком. Тогда полк отличился в боях с турками успешным взятием крепости Карс. Применив мортиры крупного калибра русские войска взломали крепостные ворота и разбили участок стены. Увлекаемые командиром солдаты полка смертельной штыковой атакой ворвались в город и не дав туркам опомниться в один день перебили весь их гарнизон. Местное армянское население молилось на солдат генерала Рузского считая их своими героями и освободителями.
Первое время Рузский жил в Кисловодске, но затем переехал в Пятигорск и жил в районе Цветника по соседству с кубанским атаманом генералом Михаилом Бабичем. Они часто встречались, а их дочери дружили. Два генерала говорили, что революционер Владимир Ульянов воспользовался плодами февральской революции и обманом изменил ход истории России. Они были уверены в том, что большевики достигли власти благодаря их усилиям по свержению царя. Считали себя в безопасности, но жестоко ошиблись. Михаилу Бабичу было 74 и он был старше Николая Рузского.
В августе 1918 года генералов Рузского и Бабича арестовали. Бабича увезли в Кисловодск, а Рузского доставили в штабе ВЧК , где он впервые увидел Геворка Атарбекяна. Сначало Атарбекян говорил вежливо и потребовал от генерала возглавить отряд красноармейских добровольцев для карательного похода против казачьих станиц. Рузский не знал с кем имеет дело и отказался, смело заявив что не поддерживает войну русских с русскими. Атарбекян воспринял резкие выражения старого генерала как дерзость и наотмашь ударил Рузского. Так же как и Николай II тогда в царском вагоне, генерал Рузский растерялся ища глазами помощь. Только теперь была его очередь. Рузского уволокли в подвал здания бывшей полиции и там он просидел до 1 ноября. После безуспешных запугиваний и издевательств генерал Рузский в числе других арестантов был отведен к подножию горы Машук на старое кладбище. За день до этого Чрезвычайная комиссия Пятигорска от 31 октября 1918 года, постановила казнить 59 заложников из числа царских офицеров, нескольких фальшивомонетчиков и пятигорского священника Иоанна Рябухина по доносу о молебне за кадетов. Постановление подписал сам Геворк Атарбекян.
В том месте, где есть первое захоронение М.Ю. Лермонтова на старом кладбище в Пятигорске арестантов выстроили в одну шеренгу. Конвой направил винтовки на полуодетых и истерзанных офицеров. Атарбекян решил расстреливать по десяткам, но вначале подошел к Рузскому. Приблизившись к измученному генералу Артарбекян извлек из ножен кинжал и спросил, не жалеет ли он, что отказался от сотрудничества с большевиками? Услышав нет, чекист сделал шаг назад и ударил острым лезвием заложника по голове. Окровавленный генерал упал, а Атарбекян сев сверху продолжал вонзать клинок в уже безжизненное тело. Так закончилась жизнь русского офицера и дворянина Николая Владимировича Рузского. Остальных арестантов расстреляли. Многие годы Геворк Атарбекян гордился этим убийством. Тогда ему было 26, а казненному генералу 64. Генерал Рузский в русской армии прослужил 44 года. За время военной службы он награжден четырьмя орденами Святой Анны, тремя орденами Святого Владимира с мечами и тремя степенями Святого Георгия. Имел Румынские, Французские и Британские награды.
В период своей деятельности в Астрахани, чекист получил прозвище "Железный Геворк" и "Восточный царек". Злоуподребления и излишняя жестокость порождали жалобы даже от своих коллег чекистов. 4 сентября 1919 года начальник особого отдела Геворк Атарбекян был арестован и под конвоем доставлен в Москву. Специальная комиссия ЦК РКП(б) установила факты злоупотреблений и незаконных казней в Астрахани сотрудниками его отдела. Однако в последний момент Атарбекян будет спасен тройкой влиятельных начальников Камо, Орджоникидзе и Сталиным. В 1920 году он продолжит службу чекистом в Баку, а 22 марта 1925 года погибнет в авиакатастрофе под Тифлисом. Речь на его похоронах произнесет сам Лев Троцкий. В честь его имени названы улицы в Пятигорске (ул. Широкая) , Краснодаре, Ростове на Дону, Сочи, Астрахани и в Москве. Сторожевой военный корабль с его имение и сейчас несет службу в Каспийском море. Генерал Рузский в числе остальных казненных захоронен у Лазаревского храма в Пятигорске. Согласно подписанных В.И.Лениным условий Брестского мира с немцами армянский город Карс возвращен Турции.