Доброго времени суток, читатели моего канала. Кинематограф изменяется с каждым десятилетием. Какие-то жанры уходят со сцены, в то время как старые вновь становятся популярными. Сегодня я бы хотел рассказать вам про «Пеплум» - жанр в кино, который создал целую эпоху и бесследно исчез. Поведаю вам о том, как этот вид кинематографа пытались воскресить и почему это не удалось. Приятного просмотра!
Истоки жанра
Основателем жанра считают фильм «Кабирия», который вышел в 1914 году. Фильм рассказывал про «Вторую Пуническую войну». Снят он был в италии, и смог завоевать сердца зрителей. Позже выходило ещё несколько похожих фильмов(например «Нетерпимость»). Прежде чем рассказать про расцвет и закат жанра, нужно обозначить характерные черты «пеплума», которые были заложены ещё в начале 20 века:
- Фильмы в этом жанре имеют необычайно длительный хронометраж. Вы должны понимать, что для начала и середины двадцатого века фильм длительностью в 3-4 часа выделялся на фоне остальных.
- Основой «пеплума», как правило, становятся античные или библейские сюжеты. Часто используют сюжеты, связанные с войнами.
- Одной из главных черт жанра можно назвать масштабность во всём. Батальные сцены, участие в которых могут принимать сотни актёров, огромное количество массовки и общий эпик происходящего.
- Стоимость производства. Сейчас этим никого не удивишь, но для двадцатого века фильмы в этом жанре отличались необычайной дороговизной производства. Оно и понятно, ведь нужны деньги на большое количество актёров и дорогие декорации. Хронометраж осложнял работу над фильмами, особенно это касалось финансовой стороны.
До середины двадцатого века в этом жанре работали итальянские режиссёры. Снимали они зачастую сюжеты про античных героев, и я не удивлён, что у них это хорошо получалось. Всё-таки античное искусство ближе к Италии, чем к Голливуду. Хотя и в США были свои творцы. Так, Сесил Блаунт Демилль снял свои легендарные «Десять заповедей», «Самсон и Далила» и «Клеопатра». Именно Демилль стал популяризатором жанра в Америке. Тогда в штатах господствовал консервативная парадигма, а Сесил был очень набожным. Итогом стал тёплый приём его фильмов:
Это не просто великий и сильный фильм, хотя это так; это также новый человеческий опыт. Если бы была только одна копия этой картины «Paramount», место ее показа было бы центром всемирного паломничества.
- Джеймс Пауэрс в своей рецензии для «The Hollywood Reporter»
Для консервативной части населения штатов «пеплумы» стали настоящим открытием. Это привело к тому, что многие режиссёры пытались снимать свои консервативные и эпические фильмы, чтобы войти в историю и покорить сердца зрителей.
Расцвет пеплума
Демилль заложил фундамент для жанра, и уже в 1950-1960 «пеплумы» достигли своего пика и были поставлены на поток. Итальянцы клепали однообразные фильмы с одинаковыми сюжетами. Американцы же старались их догнать. На фоне однообразных картин выходили и действительно значимые фильмы. Так, «Бен-Гур» долгое время удерживал первенство в борьбе за симпатию критиков. Однако за количество наград решил побороться сам Стэнли Кубрик. Переплюнуть шедевр он не смог, ведь «Бен-Гур» получил 11 оскаров, а «Спартак» Кубрика всего 4. Зрители же полюбили фильм, и, смотря через ретроспективу, можно сказать, что он более значимый. Во-первых, его показывали в СССР, который тогда был закрыт для западного мира. Во-вторых, фильм стал символом эпохи. «Спартак» рассказывает про свободу человека и про толерантность. Гуманистическое в нём превалирует над религиозным.
Сейчас можно сказать, что творение Кубрика уничтожило жанр в том виде, в котором его задумывали изначально. «Спартак» прежде всего либеральный фильм. Он был актуальным для своей эпохи, когда ущемлённые слои населения США боролись за свои права. Изначально же «пеплумы» были консервативными и религиозными творениями. Несмотря на смену курса в жанре, до сих пор снимались героические фильмы. Так, «Ясон и Аргонавты» стал самым технологичным фильмом своего времени:
Фильм стоимостью 3 миллиона долларов имеет рабочий сценарий и был изобретательно и вдохновенно срежиссирован Доном Чаффи, под руководством которого с энтузиазмом выступает красочный актерский состав.
- Рецензия из журнала «Variety»
Эпический провал и забвение
Падение жанра было столь же эпичным, как и его расцвет. В 1963 году выходит «Клеопатра» Джозефа Манкевича. Фильм был умопомрачительно дорогим. На его создание ушло 44 миллиона долларов. Однако, зрители и критики стараний не оценили. «Клеопатра» провалилась в прокате и получила средние оценки. Фильм всё-таки вошёл в историю, как один из самых громких провалов в индустрии за всё время. Вот что писали критики:
Как драма и как кино, Клеопатра полна недостатков. Ей не хватает стиля как в образе, так и в действии. Она ни на мгновение не кружится на крыльях эпического порыва; обычно она просто перескакивает со сцены на тяжеловесную сцену на квадратных колесах экспозиции
- Рецензия от журнала «Time»
Другие же отзывы были сдержанными, что плохо для фильма с такими амбициями:
...гигантский фильм, который иногда неуклюж, но всегда смотрибелен благодаря своим необузданным амбициям, размерам и гламуру.
- Эмануэль Леви, американский кинокритик
Пример «Клеопатры» показал, что порой амбиции губительны. Тем более публика с радостью посмотрит менее затянутые фильмы. После этого крупного провала жанр практически исчез с киноэкранов. Исторические фильмы по-прежнему снимались, но хронометраж стал более скромным, как и эпик происходящего.
Попытка возродить жанр
Как и любой жанр кинематографа, пеплум пытались воскресить. В 2000 году вышел крайне успешный фильм - «Гладиатор». Ридли Скотт смог подарить жанру второе дыхание. Режиссёрская версия фильма шла почти три часа, на фоне конкурентов это много. Бюджет у фильма тоже был колоссальным. После ряда успешных фильмов в жанре, таких как «Троя и Александр», многие заговорили о возвращении жанра на экраны. Однако последующие «пеплумы» не снискали любви. Некоторые режиссёры стали эксплуатировать тему мифологии, таким образом вернувшись к истокам, когда итальянцы клепали фильмы про античных героев пачками. Но вскоре и они приелись зрителю.
Последний, на данный момент, пеплум снял наш режиссёр - Тимур Бекмамбетов. Он не стал изобретать колесо и решил переснять «Бен-Гур». Попытка не увенчалась успехом. Его проект провалился в прокате, получив 5.7 на IMDb. Про жанр вновь все забыли.
Как бороться с идеей? Снимая ремейк, в котором слишком мало чего-либо собственного, и пытаться скрыть это с помощью прерывистого монтажа и компьютерной графики
- Рецензия от «Rotten Tomatoes»