Найти в Дзене
Елена Прекрасная

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЖАДНОСТЬ. КАК МЫ ЖИЛИ

Странная и очень спорная история, но, как и всегда на канале – 100% правда. Все мы были из одного двора, то есть жили по соседству, и в одну школу многие ходили. Вот про одну свою одноклассницу – Натаху – я и хочу рассказать. Натаха с детства была какая-то ущербная. Сразу что-то конкретное не заметишь, но впечатление… Во-первых, у нее почти не было игрушек. Представьте себе – 90-е на дворе, а у нее Барби нет! Это как? У меня штук восемь было, и я их периодически выкидывала. У нее из игрушек была какая-то плюшевая собака родом из СССР, тяжелая такая и такая же кукла без признаков женственности. Что было у меня – к моим трем годам мне привезли куклу Настю – она была с меня ростом и ходила, когда ведешь ее за руку, у нее были ботинки почти моего размера, и все вокруг обалдевали от такой куклы (что мне, конечно, не нравилось). У меня было три велосипеда и один самокат, санок было тоже штуки три, потому что и сами покупали и дарили другие родственники. А больше всего я обожала железные до

Странная и очень спорная история, но, как и всегда на канале – 100% правда. Все мы были из одного двора, то есть жили по соседству, и в одну школу многие ходили. Вот про одну свою одноклассницу – Натаху – я и хочу рассказать. Натаха с детства была какая-то ущербная. Сразу что-то конкретное не заметишь, но впечатление… Во-первых, у нее почти не было игрушек. Представьте себе – 90-е на дворе, а у нее Барби нет! Это как? У меня штук восемь было, и я их периодически выкидывала. У нее из игрушек была какая-то плюшевая собака родом из СССР, тяжелая такая и такая же кукла без признаков женственности. Что было у меня – к моим трем годам мне привезли куклу Настю – она была с меня ростом и ходила, когда ведешь ее за руку, у нее были ботинки почти моего размера, и все вокруг обалдевали от такой куклы (что мне, конечно, не нравилось).

-2

У меня было три велосипеда и один самокат, санок было тоже штуки три, потому что и сами покупали и дарили другие родственники. А больше всего я обожала железные дороги. Каких у меня только не было! И деревянные, и железные, и пластиковые. Были с поездами на батарейке, и разными вагонами, и были специальные наборы, которые изображают окружающую среду. И каждый раз, когда родители меня спрашивали – что тебе подарить. Я всегда отвечала «Железную дорогу». И они прям в истерике бились))) «Сколько можно!».

У меня и такая тоже была
У меня и такая тоже была

и набор этот я помню
и набор этот я помню

Сколько у меня было развивающих игр. Больше всего я любила лото. И так я навострилась в него играть, что один раз, в гостях у той самой Натахи, я ее постоянно обыгрывала, чем опять же вызвала истерику – на сей раз у нее. Натаха мне завидовала. Сначала мне было невдомек – почему? Поняла я это гораздо позже, гораздо позже…

Я никогда не сравнивала себя с другими детьми. А зачем? Я думала, что все и живут примерно одинаково. Ну вот у кого-то самоката нет, зато ролики первому купили, а у кого-то дома попугай. Кстати, о животных.

у нас были попугаи
у нас были попугаи

У нас всегда был дома зоопарк – попугаи, морские свинки, аквариумов не счесть, кошки постоянно. Натаха об этом только мечтала. В ее раннем детстве у них в семье жил какой-то песик полудохлый, видок у него был облезлый и все это «оправдывали» его преклонным возрастом. Ну-да… ну-да… Затем он умер и больше Натахины предки не сподобились ей никого завести. «Дорого». Вы понимаете? Собака - это дорого. Много жрет. Кошка – дорого. Рыбки – дорого. Попугай – вообще засада. А ей все хотелось кого-нибудь завести, поэтому на улице она клеилась к каждой бездомной собаке. Дома ей категорично заявляли – хочешь жить с собакой – иди живи на улице. Если она возражала, то бывало ей попадало физически, и она отступалась.

Если ребенка кормили водой, то что могло достаться собаке?
Если ребенка кормили водой, то что могло достаться собаке?

А было это еще все при СССР, уже позднем, уже перестройке. Но при СССР все были еще средним классом и заработать там на игрушку для ребенка – не составляло труда. Особенно, если семьи полные и все пашут на единственного ребенка в семье. Так и было и в моем и в Натахином случае. На меня, также как и на Натаху пахали бабушки-дедушки-мамы-папы-куча родственников. Но привычки! Привычки у наших семей были разные!

Для кого-то кафе-мороженное было недоступно, собственная жадность не пускала
Для кого-то кафе-мороженное было недоступно, собственная жадность не пускала

Если у меня в семье люди не «жопились» и покупали все по мере необходимости, то у Натахи было все иначе. Отсюда и полторы игрушки у нее. У нас была такая привычка – если куда приезжаем на отдых, то обычно идем в детский магазин и сразу покупаем мне все, что нужно. Каких я только магазинов не посмотрела за свою жизнь. А сколько мороженного и пирожков с повидлом было съедено в кафе-мороженных. Сейчас принято у людей говорить, что «в СССР ничего не было». Я всегда отвечаю – «мы с вами в разных СССРах жили». Короче, жили мы сытно и ни в чем себе не отказывали.

Были посыпки шоколадные и поливки - вишня с сиропом
Были посыпки шоколадные и поливки - вишня с сиропом

Но СССР кончилось, а у меня просто напросто рассыпалась семья – кто пропал, кто умер, кто уехал. Родители разошлись. Остались мы с мамой вдвоем. Однако на нашу жизнь в плане материальном это не сильно сначала повлияло. Мама старалась ни в чем меня не обделять. С одеждой была напряженка, нам просто дарили и отдавали вещи некоторые родственники. Но в игрушках, книгах, спортинвентаре недостатка не было.

А вы помните коробку с мотоциклистом?
А вы помните коробку с мотоциклистом?

Опять же люди говорят, что в 90-х ничего не было. Не знаю, как у вас, у меня в 90-х было много кукол Барби, Денди, цветные джинсы. В начале 90-х сразу после развала было тяжело да, но не более. Дальше пошла такая карусель. Такого изобилия товаров у нас нет и сейчас. Так что те времена вспоминаю с теплотой. Однако не для всех они были такие красочные и интересные. Вот для таких, как Натаха, например, и ее семьи – все эти годы как будто мимо прошли. Сотки, журналы с наклейками, мебель для Барби, резиновые диснеевские игрушки, катриджи с Танчиками и Марио – все это мимо них.

-10

Мать Натахи развелась, однако были бабушка и дедушка, все работали, получали пенсию, какие-то льготы у них по оплате квартиры были. Мать Натахи всегда хвасталась своей приближенностью к начальству и тем, какой у нее большой оклад. Она во всем себе отказывала, как и дочери, выделяя деньги только на «необходимое»– то, что могло пустить пыль в глаза (типа шубы или золотой цепочки), в остальном же полный ноль. Она постоянно ходила с калькулятором и считала в долларах, принимала вид бизнес-вумен, а сама могла катить на другой конец города, потому что там ее подстригут почти задаром.

В очереди мы не стояли, потому что вообще пошли не в первый Мак, а во второй, не помню, что за год тогда был, но народу и тогда было полно
В очереди мы не стояли, потому что вообще пошли не в первый Мак, а во второй, не помню, что за год тогда был, но народу и тогда было полно

Так что никакого Денди или Сеги у Натахи не было. Открытие Макдака в России прошло мимо нее. А меня в один свозили, но я этого не афишировала. Для меня что Макдак, что кафе «Минутка» было однофигственно. Однако ж мама старалась сделать так, чтобы все это новое было мне доступно. И я, как тогда говорили «заманалась» поглощать Сникерсы, Марсы, Баунти, Хершисы и еще бог весть что мы там ели. Как-то у нас в семье так было принято… не знаю, как это объяснить… открытие Макдака, а позже Рамстора и Икеа не прошли мимо.

А сколько раз я ходила на Кремлевскую Елку! Это ж надо!

С первой елки моей осталась
С первой елки моей осталась

Помню, как Лего стало популярным в России, и не только Лего – из многих стран нам такие конструкторы возили! И меня вывезли в магаз таких импортных конструкторов. Там же три штуки купили (один в ведре, другой в ведре с колесами), и это только в одном магазе, дома еще сколько всяких конструкторов было. Хотя опять же подчеркиваю – мы жили как все и даже беднее многих, просто на мне родители не экономили. У нас в семье так принято. У бабушки с дедушкой было тяжелое военное детство, поэтому своим детям они покупали все и все позволяли.

Это уже новое, но что-то похожее и тогда продавали
Это уже новое, но что-то похожее и тогда продавали

Единственно, что видела к тому моменту Натаха – бесконечные ряды рынков вроде Черкизона, где ее мама все время торговалась до последней капли крови за дубленку или сапоги, которые можно показать на работе.

Сама Натаха ходила в одних и тех же джинсах на вырост, а еще у нее было две кофты. Да, две. Вот мы с ней 10 лет учились, и все это время у нее были две кофты. Причем одна из них была подарена далекой бабушкой, а другая была чья-то из советского детства. Вообще, если у них в доме что-то и было, то только из Советов. Мебель – советская, вещи все советские – почти трухлявые уже. Из нового они купили только два телевизора и матери на работе подарили электрочайник.

Это не из тех чайников, что дарили, но похоже. Первые были маленькие и все белые, неизвестных фирм.
Это не из тех чайников, что дарили, но похоже. Первые были маленькие и все белые, неизвестных фирм.

Да, кто не помнит, а была такая традишн в то время – на работах дарили всем работникам электрочайники! (Моей маме тоже на работе подарили) Так Натахина мама этот чайник спрятала подальше – дорого – много электричества накручивает. У них на кухне стояла плита, которую выдавали еще при заселении в дом! И плитка кафельная везде наклеена была та самая, родная. Я вовсе не против, я люблю советскую плитку, но в их ситуации это – характерная черта семьи, понимаете? У них на толчке был прикреплен старый, потрескавшийся и разбухший кружок – деревянный! Кто такое помнит? Мои предки сразу его выбросили – потому что дерево впитывает в себя запахи и влагу. А они с этим кружком в 21 век вступили.

Что мы ели – всего и не перескажешь – от итальянских Мальтальятти (я на них выросла) и тушенки, оставшейся от американской операции «Буря в пустыне» до финских хлопьев-мишек, окорочков «Союз Контракт», газированной воды «Ранова». В начале 90-х мы жили одним импортом, после середины 90-х стало больше наших продуктов – йогурты, рыба мороженная пошла, овощей много летом привозили.

-15

Что ели у Натахи – учитесь. В сезон ее предки собирали яблоки. Кто не из Москвы и не знает – у нас во дворах раньше сажали много плодовых деревьев – груши, яблони, вишни. Прогулялся – на компот набрал))) Но их мало, кто собирал, обычно ребятня осенью устраивала перестрелки огрызками. Так Натахины все собирали, забивали два балкона яблоками. Варили варенье, сушили на компот. Ну да, это я тогда Швартау Экстра лопала с разными вкусами, а Натахе хоть умри, приходилось давиться яблоками со двора. И если я с детсада пила тот самый Вим-Биль-Дан с лисенком, то Натахе сока не покупали – дорого. Знаете, что у них в семье пили? Готовы? Чайный гриб! У нас тоже был, даже плодился, но мы его не пили. Зачем? В раннем детстве на каждой прогулке меня водили в магазин, где я пила сок из стеклянных колб (советский вариант), а годы спустя мы покупали Минут Мейд и Голд с каким-то мексиканцем на упаковке. Время пить Херши, и Колу, и Пепси (пепси еще советскую помню), и Миринду, и ту же Ранову. Я теннисиста Кафельникова только по воде запомнила.

Помню у Натахи в гостях мне предложили чайного гриба и меня чуть не стошнило. Пришлось им, скрепя сердце, заваривать прозрачный чай. Как вы понимаете, никаких тортов там в принципе быть не могло. В моей семейке торты и пирожные покупали по любому поводу. Боюсь представить, чем Натаху кормили, если слово «сервелат» у нее было равнозначно «деликатес». Один раз я у них обедала – дали миску прозрачного супа, как моя мама называет это «брандохлыст».

Помните такой магаз?
Помните такой магаз?

Вот неужели вы думаете, что это все от бедности? Ни в коем разе. Они просто экономили. На всем. Ради чего? Для нас это осталось загадкой. Экономили, где можно «подтаскивали» чужое, где могли урвать – урывали и всегда радовались, что смогли сэкономить. И нас считали, между прочим, «голытьбой». Мы с мамой бывало отправлялись на рынок за импортным какао, крекерами, тушенкой и всякой ерундой. Натахины предки демонстративно ходили в местный «дорогой» магазин, так, чтобы все видели. И всегда говорили, вот мы ходили в «супермаркет», и там… Мы отовариваемся только в «супермаркете»… Но и продуктов они много никогда не покупали. Если мы с мамой из ближайшей Копейки тащили по два пакета, то они могли нести батон, но с таким видом, будто это прямо черная икра.

На детской полке книг у меня было больше, чем во всем Натахином доме
На детской полке книг у меня было больше, чем во всем Натахином доме

Отказ в необходимом для дочери был не только в еде или одежде, но и в ином. Например, у Натахи почти отсутствовали дома книги. Потому что родичи ее считали, что книги – это дорого и бессмысленно. Как это увязывалось с их мнением о том, что «человека без высшего образования нельзя считать человеком» – я не знаю. Но к знаниям они тяготения не имели. Никаких галерей, музеев, выставок, кино, театров – дорого и ненужно. Как вы понимаете и никаких летних лагерей и экскурсий.

Поскольку в детстве у меня были проблемы со здоровьем, то мама возила меня на море каждое лето. Натаху возили в ее деревню, на «речку-вонючку» - как она это называла. Меня тоже часто возили в папину деревню, но это был другой коленкор. Тут мне тоже завидовали – «ехать сутками в поезде» за дальние дали. Кроме того, бабушка с дедушкой, которые не видели меня целый год, тащили меня на местный рынок и покупали мне что-то в духе спортивного костюма или «выходного» платья, потом меня таскали по разным родственникам, а поскольку все они разбросаны по городам и странам, то домой я возвращалась с редкостными вещами – сладостями и жевательными резинками с Востока и с Запада. Этот аромат дальних странствий, очевидно, как-то сказывался на мне. Чего не сказать о Натахе. Все-таки ее мама решила «соответствовать» такой «голытьбе» как мы, и они тоже стали ездить по морям, и даже заграницу.

-18

Встречались мы после лета, загорелые, на школьной линейке 1 сентября. И они сразу начинали выяснять – где мы были, сколько потратили, и сколько это в долларах. А потом они с упоением нам рассказывали, как смогли выторговать что-то, как ходили на рынок перед закрытием, потому что там отдавали «почти бесплатно», как они взяли с собой чемодан печенья и ели его все это время, да еще обратно привезли. Вот какие экономные!

Вот так это все странно со стороны. Мы с мамой в итоге угодили в категорию «малообеспеченных», это официально признало государство. Бонусов было много, хоть и не денежных. Натаху тоже хотели подключить к системе государственной помощи, но ее мама получала зарплату больше, плюс деньги и льготы дедушки и бабушки. Так им и отказали.

А кто помнит этот?
А кто помнит этот?

Так все и тянулось. Мать вовсю экономила на Натахе, но старалась «дать ей воспитание». Ее постоянно куда-то водили, на какие-то супер курсы по языкам, по художественному развитию. Наверное, из нее хотели вырастить бизнес-вумен, чтобы хоть она оправдала надежды семьи и вытащила их. А еще была такая фишка – в моей юности были такие мамы, которые старались украсить своих дочек, чтобы потом «продать подороже», то есть выдать удачно замуж. Часто прокатывало. И мать Натахи тоже проснулась под конец школы и решила покупать дочке косметику, золото. Натахе на выпускной купили «выходной костюм», мне – компьютер. Не знаю, как это связано, но что-то характерное тут есть.

Сникерс - неотъемлемый элемент вечернего чая. Про "вред" тогда не думали
Сникерс - неотъемлемый элемент вечернего чая. Про "вред" тогда не думали

Несмотря на недоедание и моральное унижение от своей семьи, Натаха была отменного здоровья и успевала в учебе, правда без интереса, на автомате, но все же получила хорошистский диплом и грамоту. Поступила в Институт. У меня было три тройки, куча проблем со здоровьем, и полная неопределенность будущего. Я пролетела мимо ВУЗа и подалась в колледж. Интересно, что после окончания школы, я почти никого не видела из одноклассников. Всего лишь несколько раз, но это были ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ встречи, о которых я вспоминаю до сих пор и обдумываю их. Одной из таких встреч была встреча с Натахой. Они переехали после окончания школы и я ее давно не видела. Натаха вышла замуж и сама стала матерью. Ее мать, которая на всем экономила до безумия, решила вскрыть «копилку» и купила Натахе машину. Вроде иномарку. Неужели ради этого все и затевалось? Стоило девочке ломать жизнь, не вылезать из добровольной нищеты ради будущей машины? Да, я помню, что ее мама училась в автошколе и получила права и все мечтала о машине. Значит, хотела себе, а купила уже Натахе – самой-то поздно. Натаха выглядела нормально, но я не знаю, как на самом деле она живет – экономит или нет. Своему ребенку она уже отказывает в заведении животных – дорого. Но я не делаю преждевременных выводов.

-21

ЧТО ЕЩЕ Я ХОЧУ СКАЗАТЬ

Я не могу сказать, что я ни в чем не нуждалась. У нас все было с переменным успехом. Помню, как в первом классе у меня были проблемы с карандашами и фломастерами – мне как раз тогда сделали операцию, и мама потратила все деньги на море, куда меня надо было везти по наставлению доктора. А во втором классе у нас не хватило денег на учебник по чтению, и я весь год была без учебника. Я знаю, что такое «нечего есть». Это было один раз в моей жизни. Просто встаешь с утра, а дома ничего нет. Вообще ничего. Как-то пережили. В целом очень неплохо. Такого как у Натахи у меня не было никогда. И, как видите, дело здесь не в финансовом положении семьи. Жадность просто.

У моей тети была подруга еще при СССР. Подруга всю жизнь ходила в резиновых сапогах, а ела откровенную гадость. Знаете почему? Ее просто обирали ее сумасшедшие родители! Если кто ее сейчас бы спросил «Как вы жили при СССР?», то она бы так и ответила «Ничего не было, всю жизнь в резиновых сапогах проходила». А я вот сейчас думаю – спросите у Натахи «Как вы жили в 90-е?» и она так же ответит «Ничего не было, пили чайный гриб…».

-22