Понимаю, темы питьевой соды, поваренной соли и «отложения» кальция актуальны и бесконечны. Однако надо двигаться дальше по нашей внутренней таблице Менделеева. Оказывается, не только «лёгонькие» натрий с калием и середнячок кальций могут нам настроение подпортить, но и элементы потяжелее. Свинец, висмут, и прочую ртуть сегодня трогать не будем, и так знаем – градусники не бить, аккумуляторы не грызть, в реактор не лезть. Будем говорить про железо и медь, в микродозах полезные, много за что в организме ответственные. Потому и включают их в различные минеральные комплексы, подправить здоровье с «металлической» стороны, назначают при анемиях с целью «поднятия гемоглобина». Ещё и цинка с кобальтом добавят для бодрости и блеска ногтевого – вообще красота.
Но давайте по порядку. Сегодняшняя героиня – вкусная и полезная медь, она же купрум, Cu. Элемент жизненно важный, влияет на выработку многих ферментов, гормонов, участвует в обменных процессах, в том числе и дыхательных. Причём, «носим» мы в себе этого металла всего 70-120 мг, старой советской копейки на десятерых хватит. А потребность восполнения вообще мизерная – пара милигрмм в сутки. Мясом (особенно говяжьей печенью), морепродуктами, бобовыми и орехами легко покрывается.
Всасывается в кишечнике в виде органических солей и распределяется в организме: треть уходит в печень и мозг, столько же – в мышцы, остальное распределяется по другим системам и средам. И как эти миллиграмчики могут нам навредить? Оказывается, могут.
Как известно, «рулят» внутри нас, белковых существ, протеины. «Ответственный за медь» - один из них, глобулин церулоплазмин, вырабатываемый печенью. Недаром относится к металлопротеинам, связывает практически всю (95%) медь в организме, не позволяет её ионам Cu++, свободно разгуливать. «Личный водитель», если по-научному – белок-транспортёр. По цвету, кстати, голубой (в хорошем смысле), медь эту часть спектра очень уважает. «Голубых кровей» - это не оттуда, а от тонкой «блаародной» кожи, когда вены видны. Вот только медь не сразу этим церулоплазмином из пищи «цепляется», нужен промежуточный «перевозчик», чтобы доставить полезный металл в клетки – транспортирующая АТФаза, сокращённо АТР7В. Вот так, с пересадками, медь у нас в организме путешествует.
И вот беда. Случается (слава богу, редко, пара десятков случаев на миллион), когда ген, отвечающий за производство этого самого АТР7В, от рождения дефектный. И всё, транспортная сеть нарушена! Организм потребляет медь, даже в больших количествах, чем надо, а она выходит, не усвоившись. Или ещё хуже, начинает накапливаться в клетках органов, наиболее активно медь «пользующих» - печени и мозге. Отсюда и проявления: печеночные – от бессимптомного увеличения печени (гепатомегалии) до хронического гепатита с исходом в цирроз. Неврологические симптомы - дрожание конечностей (тремор), спазмы и сокращение мышц (гипертонус и боадикинезии), особенно лицевых. От того и нарушение речи. В редких случая доходит и до «психиатрии» - от перепадов настроения и тревожности до редких деменции и даже психозов. Всё у себя обнаружили? И печёнка, бывает, «шалит», и на окружающих «срываемся»? Сейчас к зеркалу пойдём, на зрачки смотреть и диагноз «подтверждать». При этой болезни пигмент откладывается в радужке в виде зелёно-коричневого колечка:
Болезнь описана англичанином Сэмюелем Вильсоном более ста лет назад, в 60-х годах «разложена» по полочкам советским невропатологом (тогда так называли неврологов) Н.В. Коноваловым, предложившим название болезни «гепатоцеребральная дистрофия». По этим двум фамилиям такую редкую болезнь у нас и кличут. На Западе, понятно, советского академика «забывают», а немцы могут добавить своего учёного – Вестфаля.
Болячка, как ни странно, курабельная, то есть подлежит коррекции. Не на уровне генов, понятно, это задача будущего. А вот связать и вывести «лишнюю» медь – современной науке вполне по силам. Главное вовремя заподозрить и выявить, болезнь может «включиться» в любом возрасте. Анализы уж больно специфические (церулоплазмин и медь крови, наличие её в моче), налево-направо не делают. Тем более, пункцию печени, чтобы посмотреть гепатоциты под микроскопом и проверить их концентрацию меди.
Если поставили такой диагноз, то кроме диеты и «общеукрепляющих» препаратов назначают специальные, связывающие и выводящие медь лекарства: пеницилламин D (купримин), соли цинка (ацетат или сульфат) или триентин. И чем раньше, тем лучше, причём пожизненно. Другого выбора нет, если не лечиться, через 1-3 года медь «добьёт» печень до недостаточности при параллельном нарастании неврологических симптомов. Такая зараза, крайне редкая, но «меткая».
Вот только гораздо чаще «травим» себя медью не изнутри, нечего всё плохую генетику пенять. Такая «поломка» достаточно редкая. А вот случайной или преднамеренный «приём» того же медного купороса (который сульфат меди, CuSO4), доступного и дешевого «сельскохозяйственного средства» бывает гораздо чаще этих ваших Вильсонов с Коноваловым.
Не только дачники его используют, применяется и гальванопластике, и в малярных работах (краска есть с броским названием ярь-медянка). Ладно, мы люди опытные и осторожные. Тем более, раствор крайне раздражающий для слизистых ЖКТ, организм сразу старается от него избавиться. И даже тромбы образует в сосудах слизистой желудка, чтобы гадость не всасывалась.
И жизнь любим, травиться всяким. Яд «тяжёлый» и мучительный, пока доберётся и разрушит печень, начнёт вызывать гибель эритроцитов (гемолиз) и поражение почек. И надо для такого всего-ничего – от половины грамма! Именно столько (0,5г) и использовали когда-то в качестве рвотного средства. Смертельными считаются 45 грамм.
Но при этом, медный купорос продолжают советовать всякие «народные целители»! Ладно, примочки и компрессы. Практически не всасывается через кожу. «Вяжет и дубит» самым волшебным образом. И назначет «медицина из глубины веков» такое лечение и от «грибка», и от эрозий кожи и слизистых, и даже при опаснейшей опухоли кожи – меланоме! А как вам полоскания при ангине, когда риск проглотить «целительный раствор» крайне высок? И это в век антибиотиков, прорывной химиотерапии и высоких технологий… Кстати, встречается сульфат меди и любимых многими БАДах и «минеральных комплексах» непонятного назначения. Прочитал «показания» у таких, за голову схватился. Оказывается, сульфат меди – адаптоген, показанный при ОРВИ, радикулопатии, бесплодии и сахарном диабете! Слава богу, у нас, как и в большинстве стран, эту пищевую добавку (Е519) запретили. Но имейте в виду, что «гостинец» из далёкой страны (как ни странно, продвинутая Япония в их числе) может этот купорос и содержать. А мы же достаточно легко свои пару грамм меди наберём привычной пищей. Тратиться на экзотические устрицы или «бюджетную» печень трески не обязательно, крупы и бобовые вполне потребности покроют.
И в заключение пара слов о посуде из меди. Такой стильненькой. Насколько она опасна? Во-первых, это, скорее, экзотика, каждый день из такой не едим и не пьём. Помните бабушкины ёмкости для приготовления варений? Так при контакте с сахаром соли не образуются, в отличие от кислых сред, а сама поверхность защищена инертными окислами. Они медью с нами делиться не хотят. Так что, не квасим и не маринуем в таких посудинах, не шлифуем до зеркального блеска перед употреблением, вот и весь секрет безопасности.
А мы приближаемся к другой нужной "тяжести" - железу. Про анемии, связанные с дефицитом этого металла, а также про болезни его избытка (и такое есть) мы поговорим уже в следующей статье.
А пока – будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!
Приобрести книгу «Жить – хочется!» можно тут: Часть 1, (есть и аудиоверсия), Часть 2 и Третья. Каждая о своих органах и системах, сможете найти и «свою», заветную.
Уже доступна и книга о самых наших «непримиримых друзьях» - от вирусов до гельминтов. Про ВИЧ, туберкулёз, малярию, ботулизм и многое другое. Называется она «Гости внутри».