Тренировать критическое мышление можно не только на примере политики
Такого в «Маске» никогда не было. За все четыре сезона. Открытого конфликта в жюри. Который ещё и показали (не стали вырезать, хотя могли – не прямой эфир, чай). По некоторым сведениям (от зрителей, которых выводили из зала перед тем, как Феникс должен был снять маску), Регина Тодоренко скандалила с «королем», используя лексикон нецензурной брани (проще говоря, мат). Но даже если это фейк, такого никогда ещё не было.
Можно (с высокой долей вероятности) предположить, что это было спланировано продюсерами шоу, дабы подогреть интерес к проекту. Не секрет, что недосягаемость второго сезона во многом была связана с необоснованным (ранним) «выгоном» (у «Маски» есть свой сленг) Носорога (и трогательной дальнейшей дружбы с Ламой, с которым они оказались в той злополучной номинации). И многие более-менее компетентные комментаторы озвучили этот момент.
Но, в любом случае, конфликт (срежиссированный или спонтанный) случился. Большая часть зрителей негодовала (очень даже эмоционально и активно), меньшая часть – радовалась («наконец-то»!). Естественно, они друг с другом схлестнулись на различных площадках (и не только в интернете). Классический пример «развода» («вакцинаторы» - «антиваксеры», например).
Но ни в том случае с Носорогом, ни в других неоднозначных голосованиях (например, когда выгнали Козерога или Солнце), НИКОГДА не показывали конфликт в жюри. И НИКОГДА (кроме первого выпуска всех сезонов – это уже традиция) члены жюри публично (на камеру) не предлагали оставить проигравшую маску в проекте.
Вероятно, более всего от этого может выиграть сама Виктория Дайнеко (если сможет использовать). Так же, как и когда-то Носорог. Он получил больше, чем все финалисты того сезона (возможно, даже вместе взятые). Не факт, что это произошло бы, если бы Туриченко спокойно прошел в финал. Русские люди любят «несправедливо пострадавших».
Более всего подпортил себе репутацию Воробьев. Своим неприятно попахивающим лицемерием (и не очень связными оправданиями). Парень-то оказался «с гнильцой», как говорится. Во многом, именно «благодаря» ему, жюри почти сразу разгадало Феникса (ибо голос Виктории, все-таки не настолько хорошо известен широкой публике). А потом он (неоднократно и, что характерно, публично) заявлял, что хочет увидеть свою «бывшую» («обожаемую» и «любимую», между прочим) в финале, и она у него среди «двух фаворитов». А главный его аргумент в том самом голосовании (мол, все мы знаем, кто под этой маской) вообще выглядел странно. Ибо Монстрика отгадали тоже достаточно быстро, что не помешало ему дойти до финала. Об этом (довольно жестко, хоть и с традиционной улыбкой) напомнил ему ведущий шоу - Слава Макаров (и лишний раз акцентировал Родригез).
ТАК КАК СУДИТЬ-ТО?
Если оставить на время эмоции за скобками, конфликтное голосование актуализировало проблему, которая неявно присутствовала всё это время. Вроде бы как это СУТЬ «Маски» - жюри и зрители пытаются отгадать артиста, а артист, в свою очередь, старается максимально искусно (и долго) скрываться. И формально, если все уверены, кто под маской – вроде как, надо её снимать. Но практика показывает, что за три прошедших сезона из всех финалистов (12 человек) не угадали ТОЛЬКО Пчелу. И она, что характерно, не то, что не стала победителем, но и заняла последнее (четвертое) место в финале (ладно хоть прошла туда и то, потому, что Киркоров думал, что там одна из его «бывших» - учись Воробьев!).
С другой стороны, если следовать этой логике, побеждать будут спортсмены и телевизионные ведущие, голос которых никто не знает. Тоже так себе перспектива для (в первую очередь) ВОКАЛЬНОГО шоу.
Интересно, что компания «Вейт Медиа» опробовала эту схему на другом своем проекте – «Аватар». Там если жюри не угадывало (большинством голосов) артиста, скрывающегося за голограммой, он оставался в проекте. И, судя по их старанию (и некоторым вырвавшимся репликам), членам жюри за успешные попытки (возможно) выдавали «премиальные».
Известные и популярные вокалисты ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ имеют какие-то яркие отличительные особенности. И если их скрывать, то опять получится какая-то фигня (с вокальной точки зрения).
Это продемонстрировал Алексей Чумаков (он же – Леший) в «Аватаре», когда пел (противным таким) фальцетом. Угадать сложно, но и удовольствия (вокального) от такого пения – мало. Чуть в меньшей степени это коснулось Полины Гагариной (она же Катюша) в «Фантастике» - она так старалась скрыть свой голос, что от этого он стал хуже на порядок (странно, что её не выгнали до финала).
Так какие же тогда критерии для судейства? Непонятно…
Говорят, что у корейцев (которые придумали «Маску»), этот вопрос решался тем, что в жюри были обычные люди «из народа», а не знатоки шоу-бизнеса. Хотя это тоже спорное решение (обсуждают и угадывают маски всё равно - «всем миром», а правильно подобранное жюри делает значительную часть шоу).
КУМОВСТВО
Вторая проблема, которую актуализировала уже Валерия, это «кумовство». «Под маской Скунса моя дочь, поэтому я за нее голосовать не буду». Это нормально? Поговаривают, что и Киркоров проголосовал против Феникса, потому что на прошлом голосовании выгнали его «Джесицу». Отомстил, так сказать. Но даже если это не так, то он всё равно «поддержал свою подругу Валерию».
Киркоров до сих пор извиняется (не очень искренне, впрочем) за то, что «спас» когда-то Единорога только потому, что его сильно любила его дочь.
Понятно, что это проблема не только проекта «Маска» и даже не только всей нашей эстрады. Когда «тащат» своих. Это свойственно всему современному обществу. Посмотрите, хотя бы, как обменяли кума Путина. Семья (в широком смысле, как у итальянских мафиози) – это ГЛАВНАЯ ценность в этом мире. И мы (почти) ВСЕ так делаем (если есть такая возможность). Так что тут однозначного ответа нет. Это, можно сказать, «нормально». Но вот заявлять об этом ОТКРЫТО? Ведь можно было сказать на голосовании, что угодно (как это обычно и бывает). А так – подставила не только себя, но и свою дочь (даже если её и не окажется в Скунсе).
ЗРИТЕЛЬСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
Но даже если бы нашли максимально непредвзятое жюри и определили четкие критерии судейства, есть в «Маске» ещё один «дракон», который не позволил бы восторжествовать (какой-никакой) справедливости. Это зрительское голосование.
Таковы правила шоу. Жюри выбирает из двух номинантов, которых им «подкидывают» зрители. Если бы в полуфинале и финале оставалось бы зрительское голосование, то во втором сезоне победил бы (несомненно!) Заяц, например. Без вариантов.
У тех, кто «знает этот мир», есть, конечно, серьезные сомнения в том, что это действительно результаты голосования зрителей в зале. Байден и «Единая Россия» не дадут соврать. Но, всё же, есть и серьезные аргументы, что это действительно так.
Зрителей в зале мало. Это, в основном, девочки. И, преимущественно, молодые. Может быть, поэтому все три сезона в «Маске» побеждали мужчины? Хотя «пристрастия» председателя жюри тоже не следует сбрасывать со счетов.
И, ВСЁ ЖЕ, В ЭТОМ МИРЕ ВСЁ РЕШАЮТ ДЕНЬГИ
Не зря умные люди говорят, что нет «справедливости» в этом мире. И уж тем более её не может быть в шоу. По определению. Успешное шоу должно вызывать бурю эмоций («Дом-2» не даст соврать). И, как это отлично знают все продюсеры, самые сильные эмоции – негативные. Без скандалов, как говорится, никуда.
И чтобы вы понимали, в сезоне, где главным спонсором был «Айзерчай», первое и второе место заняли азербайджанцы. Даже тем, кто не владеет в совершенстве математической «теорией вероятности», понятно, что это не может быть случайным совпадением. Ну, никак. Особенно, если посчитать, сколько ВСЕГО представителей этой национальности на нашей эстраде. Случайность тут неумолимо сводится к нулю. Но никто, ведь, особо не удивлен, не так ли?
***
"То самое" голосование можно посмотреть в дружественной "Дофаминке" в ВК.