Найти тему

«Караул не выставлялся и вход был совершенно свободен …»: Иосиф Сталин в Царицыне (по воспоминаниям Ф.С. Аллилуева)

События Гражданской войны занимают особое место в истории России. Одним из аспектов военного периода является деятельность Иосифа Виссарионовича Сталина в Царицыне в 1918 г.

В годы войны уездный город Саратовской губернии Царицын являлся стратегически важным пунктом. Он располагался на перекрестке ключевых транспортных артерий и был препятствием для формирования сплошного фронта армий Белого движения.

29 мая 1918 г. Совет народных комиссаров постановил направить в Царицын Иосифа Сталина в качестве общего руководителя продовольственным делом на юге России. Согласно тексту мандата Сталин был облечен чрезвычайными правами.

6 июня 1918 г. он прибыл в Царицын, 19 июля 1918 г. возглавил Военный совет Северо-Кавказского военного округа. В сентябре–октябре 1918 г. был членом Революционного военного совета Южного фронта, а 20 октября 1918 г. выехал из Царицына в Москву.

Сталин приехал в город в штабном вагоне и первые два месяца жил непосредственно в нем. Однако общественности не известны фотографии вагона Сталина, как до сих пор не обнаружено фотографий его нахождения в городе. Имеется лишь один погрудный фотопортрет Сталина, атрибутированный как «Сталин И.В., нарком по делам национальностей, в вагоне поезда, прибывшего в Царицын в июне 1918 г.». Именно поэтому факт его присутствия в городе отмечен только в живописных полотнах и рисунках.

Сталин И.В., нарком по делам национальностей, в вагоне поезда, прибывшего в Царицын в июне 1918 г.
Сталин И.В., нарком по делам национальностей, в вагоне поезда, прибывшего в Царицын в июне 1918 г.

В 1940-е гг. областным партийным руководством неоднократно ставился вопрос об увековечивании места на вокзале, где в 1918 г. находился вагон Сталина. 22 декабря 1944 г. на заседании бюро Сталинградского обкома ВКП (б) было вынесено постановление о внесении в список исторических мест и памятников обороны Царицына-Сталинграда места, где стоял вагон Сталина – южный тупик Центрального вокзала.

17 ноября 1951 г. Сталинградский обком партии направил письмо секретарю ЦК ВКП (б) М.А. Суслову, в котором отмечалась необходимость найти вагон, в котором И.В. Сталин прибыл в Царицын, и установить его на станции Сталинград-1, на том месте, где он стоял в 1918 году.

По-видимому, руководство Государственного музея обороны Царицына-Сталинграда имени И.В. Сталина (наименование музея с августа 1949 г. по 1953 г.) также было озабочено этим вопросом. На хранении в фондах Музея-заповедника «Сталинградская битва» имеются письма главного хранителя фондов музея обороны Н.М. Шевцовой, которые были адресованы Ф.С. Аллилуеву – личному секретарю И.В. Сталина, также находившемуся в Царицыне в 1918 г. Основным объектом запроса Шевцовой был вагон Сталина. Её интересовали подробности того, как он выглядел изнутри и снаружи, где конкретно стоял, кто приходил к Сталину и другие. Переписка велась в ноябре 1950 г. – феврале 1951 г.

Аллилуев сообщал: «[…] вряд ли это вагон Юсупова. Были разговоры, что вагон одного из царских генералов. Не личный, а служебный. Так сказать, штабной вагон. Вагон был достаточно скромным и без излишней роскоши. Заношен и совсем без блеска. Всё это свидетельствует о том, что это вряд ли был княжеский вагон, это был просто штабной вагон […]. Мебель в вагоне (стулья, диван, откидные полки и сиденья в малых купе) вся была оббита коричневой темной кожей, простеганной в клетку по диагонали, верхняя часть стенок […] в салоне и в купе была оббита атласной тканью желтовато-золотистого цвета, но уже выцветшей и потерявшей всякий блеск. Кухня очень скромная. Окна одинакового размера. […]Внешне вагон также давно не окрашивался […], цвет вагона – темно-коричневый». В одном из писем Аллилуев указывает, что «согласно каким-то разговорам утверждают, что это был вагон А. Д. Вяльцевой (певицы). Однако на чем основаны эти разговоры, неизвестно».
Также Аллилуев сообщил сведения относительно места расположения вагона в 1918 г. и присутствия конвоя около него: «[…] Вагон И.В. Сталина стоял налево от вокзала у платформы в тупике […]. За все время пребывания Сталина в вагоне караул не выставлялся и вход был совершенно свободен. Как это не «дико» выглядит с точки зрения сегодня, но в условиях 1918 г. в этот период это было именно так и, насколько я помню, на предложение начальника отряда выставить у ворот пост, Сталин ответил: «не надо». В конце июля после одного скандала на вокзале начальник отряда выставил дежурного по платформе, но не у вагона. Таким образом, на мой взгляд, это было в условиях этого периода 1918 г. определенным проявлением такта».

К одному из своих писем Аллилуев приложил несколько чертежей вагона Сталина. Все они примерно одинакового содержания. Публикуем один из них, самый подробный.

Эскиз вагона Сталина
Эскиз вагона Сталина

Таким образом, факты нахождения И.В. Сталина в Царицыне в 1918 г. хоть и не вызывают сомнений, но лишены подробностей. Подобные документы личного происхождения расцвечивают подчас стандартизированные, лишенные деталей повседневности, делопроизводственные и нормативные документы. Воспоминания Ф.С. Аллилуева не дали однозначных сведений о вагоне, но все же пролили свет на отдельные его детали, а также развеяли некоторые мифы относительно его прежних владельцев.

Жанна Лытова, заведующий отделом «Мемориально-исторический музей»