«Надежно, как в швейцарском банке!». Эта фраза, являвшаяся синонимом сохранности и защищенности высшей степени, на днях в корне изменила свой смысл. Теперь произносить ее без иронии попросту не получится. И все из-за того, что «надежность по-швейцарски» дала трещину, которая в скором времени рискует перерасти в настоящую расщелину.
Впервые за полтора века рухнул швейцарский банк. Речь идет о Credit Suisse, он же второй по размеру в альпийской стране. От падения его не спасло даже многолетнее наследие и история, насчитывавшая более 160 лет. Однако швейцарское правительство все же бросило «спасательный круг», если это вообще можно так назвать: ликвидация банка заменилась на слияние, а точнее, на поглощение.
В итоге стоявший на краю финансовой пропасти Credit Suisse выкупил его же главный конкурент — первый по размеру банк Швейцарии UBS. Сам Credit Suisse старается не терять лицо и предпочитает называть слияние «нейтральной покупкой». Тем не менее факт остается фактом — это косвенное признание банкротства.
Западная пресса уже окрестила слияние Credit Suisse со своим заклятым оппонентом UBS «несчастным браком». Тем не менее министр финансов Швейцарии Карин Келлер-Зуттер пояснила, что такое решение было принято не столько ради спасения одного банка, сколько ради предотвращения краха всей системы. Если конкретнее, чтобы не дать утонуть всему банковскому рынку альпийской страны.
И ведь дело не только в банках. Визитной карточкой Швейцарии являются ее знаменитые на весь мир высокие стандарты качества. Будь то часы, складные ножи, сыры или шоколадки — приобретая товар швейцарского производства, всегда есть полная уверенность: «Это будет работать, это будет вкусно». Теперь велика вероятность, что сработает «принцип домино», когда один эталон надежности по очереди сносит все остальные.
А ведь потеря своей уникальной идентичности началась с потери страной своего нейтрального статуса. Произошло это в тот самый момент, когда Швейцария в угоду Евросоюзу решила окунуться в украинский конфликт и ввязаться в санкционную войну против России. Оружием, вполне по-швейцарски, стали банки. В итоге только Credit Suisse заморозил порядка трети всех российских активов в Швейцарии.
Однако такой политический демарш вполне естественно вызвал кризис доверия и отток ликвидности. Швейцарскому нейтралитету больше никто не верил. В результате крупные иностранные вкладчики принялись массово выводить деньги из альпийской страны, оставляя ее с пустыми банковскими ячейками и, как следствие, с пустыми карманами.
Одна из незыблемых особенностей Швейцарии — ее нейтральный статус, который она успешно сохраняла даже в периоды двух мировых войн, благодаря сложившейся репутации «всеобщего банка». Теперь всему этому пришел конец.
И вот вопрос: стоило ли нарушать свои принципы, рискуя своим положением, репутацией и будущим, только лишь для того, чтобы угодить единому антироссийскому духу ЕС? Ведь при таком раскладе окажется, что Швейцария не такая уж и уникальная. Чудесный сыр есть у Нидерландов, не менее вкусный шоколад производит Бельгия, а в ТОП часов помимо швейцарских входят также французские Cartier и японские Casio и Seiko. А сама Швейцария легко превратиться в маленькую бедную дешевую страну, которая никому не интересна и которая попросту выпрашивает деньги у более богатых европейских «родственников».
Автор: Алексей Елфимов