Этот вопрос одновременно банален и сложен. С одной стороны, история евреев в России давно изучена, и сложно будет добавить сюда свои пять копеек. К другой – евреи появлялись у нас несколько раз, это были разные по своему происхождению общины, ну и еще такой немаловажный момент: а были ли это действительно евреи?
Так что, придется нам изобретать велосипед заново.
Итак, история евреев на территории того, что в будущем станет Россией, насчитывает около 1,5 тысяч лет. По этой причине телеведущий Владимир Соловьев как-то раз сказал своему оппоненту: «Спокойней, неместные!», - когда какой-то славянин заявил ему, что неплохо бы представителям этого народа вести себя скромнее в чужой стране.
В исторической Грузии и Армении дети Сиона появились еще во времена вавилонского плена – есть множество источников о том, что они были среди населения античных кавказских городов. А вот появление их в европейской части России надежно засвидетельствовано только в 7-м столетии.
Благодаря протекции могущественного Хазарского каганата часть евреев, которые прежде жили в Персии, по делам торговым пришли на Нижнюю Волгу и в Дагестан. Таких купцов по-персидски звали радхонитами, что означает «знающие пути». В эпоху раннего средневековья они обеспечивали функционирование Великого шелкового пути они Китая и до Средиземноморья. Торговали, в основном, рабами. Но тут следует помнить, что принявшие христианство князья с полным на то правом продавали в невольники своих же некрещеных соплеменников. А до христианства на это никто и внимания не обращал.
Судя по всему, купеческие караваны заходили достаточно далеко на север. Однако, надежно подтвердить их присутствие там можно только после образования Киевской Руси. В 10-м веке в Киеве, а после – и в иных городах – зафиксировано существование небольших еврейских общин, чьи представители занимались, в основном, дальней торговлей.
Конечно, это утверждение является огромной исторической спекуляцией, но есть мнение, что ключница Малуша, рабыня, ставшая матерью князя Владимира Святославича, имела хазарское и/или еврейское происхождение. Кстати, обращение Хазарского каганата в иудаизм вносит в исторические исследования существенные коррективы. А все ли иудеи на Руси являлись этническими евреями? И были ли там евреи вообще?
Так или иначе, когда в 1113-м киевляне вышли на майдан, чтобы поорать на своего жадного князя, случился и первый в отечественной истории еврейский погром. Евреи после этого никуда не делись. Более того, историки даже фиксируют существование особого еврейско-славянского языка, причем, с двумя диалектами: еврейско-древнерусским и еврейско-чешским.
В любом случае, после монгольского нашествия киевскую, черниговскую и прочие общины – как корова слизнула. И на территории Московской Руси дети Сиона повторно появляются только в 15-м столетии. Кочевников стало больше, сами они – жестче, а власть церкви сильно выросла. И потому православные иерархи не очень позитивно смотрели на потомков людей, распявших Христа.
Тем не менее, хоть и в централизованном, но все же феодальном государстве, запреты свыше не всегда соблюдались. В 1470-м году из Киева в Новгород приехал еврей по имени Захария Схара, который основал там религиозное движение иудействующих. Падкие на прелестные речи русичи после падения Новгородской республики были преданы «лютым казням» московскими боярами.
Но тот же Иван IIIв 1503-м году заключил с польскими королями соглашение, которое обещало свободу передвижения и безопасность еврейским купцам. Вплоть до времен Ивана Грозного оно уважалось и соблюдалось. Но когда один из самых известных Рюриковичей вошел в силу, он наложил на это запрет, который стал причиной длительной переписки с западным коллегой.
Свою позицию царь объяснил тем, что тети Сиона продавали на Москве «отварные зелья» (вероятно, врачебные эликсиры), а также отводили «наших людей от христианства» (возможно, имеется ввиду 1470-й год). А когда в ходе Ливонской войны в 1563-м году был захвачен Полоцк, местных евреев сажали на бочки с порохом, чтобы они полетали и бросали в прорубь, чтобы поплавали.
Тем не менее, именно при царе Иване в России появились дворянские роды, основанные крещеными польскими евреями – Шафировы, Евреиновы, Веселовские и прочие. Но вообще, один за другим русские государи высказывались об этом народе в стиле «от врагов христовых интересной прибыли иметь не желаю». Поэтому, как таковая, история российского еврейства началась только во второй половине 18-го века после разделов Польши.