Найти в Дзене

Дивная церковь в Угличе. Торжествующий символ победы

По преданию, Святой Сергий учил, что воззрением на Троицу можно одолеть распри этого мира. Символом любви и доброй надежды стала для русских людей икона «Троица», написанная Андреем Рублевым. «Великим памятником искусства» называл её историк Лев Любимов.

 Андрей Рублёв. Троица. 1411-1427 гг. Государственная Третьяковская галерея
https://static9.tgcnt.ru/posts/_0/61/61ba846ba5c451a9b302826e4baf66be.jpg
Андрей Рублёв. Троица. 1411-1427 гг. Государственная Третьяковская галерея https://static9.tgcnt.ru/posts/_0/61/61ba846ba5c451a9b302826e4baf66be.jpg

Гениальное воплощение нашёл образ Троицы и в русской архитектуре. С огромной силой выражает идею трёх ликов Господних – Отца, Сына и Святого Духа - Успенская церковь Алексеевского монастыря в городе Угличе. В народе она получила название Дивной.

Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря в Угличе. 1628 г.
Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря в Угличе. 1628 г.

Алексеевский монастырь учрежден в 1371 году Московским митрополитом Алексием, соратником Сергия Радонежского в борьбе за единение русских земель. Оплот Православной веры на берегу Каменного ручья одновременно исполнял роль укрепленного форпоста. В годы Смутного Времени он встал на пути польских интервентов.

Архивное фото нач. 20 в. Вид Алексеевского монастыря. https://pastvu.com/_p/a/m/b/3/mb35nzd9vhvvlupms4.jpg
Архивное фото нач. 20 в. Вид Алексеевского монастыря. https://pastvu.com/_p/a/m/b/3/mb35nzd9vhvvlupms4.jpg

По летописным свидетельствам, в марте 1611 года к монастырю подступило 10-ти тысячное войско пана Сапеги. На предложение сдаться и присягнуть польскому королю Сигизмунду III его защитники – братия вместе с укрывшимися за стенами крестьянами и жителями Углича – ответили твердым отказом.

Юлиуш Коссак (Juliusz Kossak, 1824-1899). «Хоругвь» (элитный отряд польских панов). https://homsk.com/begemot/privatnye-horugvi-polskoj-korony-v-xvii-veke-marker-prestizha-ili-realnaya-polza
Юлиуш Коссак (Juliusz Kossak, 1824-1899). «Хоругвь» (элитный отряд польских панов). https://homsk.com/begemot/privatnye-horugvi-polskoj-korony-v-xvii-veke-marker-prestizha-ili-realnaya-polza

Несколько яростных штурмов были отбиты с потерями для нападавших. Тогда разъяренные поляки с нескольких сторон подожгли монастырь, и ворвавшись в него, учинили зверскую расправу. Все находившие внутри 500 человек были убиты, а иные, укрывшиеся в подклете собора, заживо засыпаны землёй.

Кадр из фильма «Минин и Пожарский». Режиссёры В. Пудовкин. М. Доллер. «Мосфильм», 1939 г. https://cdn.culture.ru/images/df8775af-0577-53a0-99a4-752c79ea5e6e
Кадр из фильма «Минин и Пожарский». Режиссёры В. Пудовкин. М. Доллер. «Мосфильм», 1939 г. https://cdn.culture.ru/images/df8775af-0577-53a0-99a4-752c79ea5e6e

С варварской жестокостью были уничтожены еще 2 угличских монастыря и городские посады. Подобной дикости не позволяли себе даже ордынцы хана Батыя (монастыри они, как правило, не трогали).

Трудно без волнения читать строки летописного ««Плача угличан», сохранившегося в нескольких редакциях:

- Нечестивии же имаху монастырская имения, и чистых дев и чистых жен и инокинь постниц оскверняху и побиваху;

- Иереи Божии умроша лютою смертию, бяху пытаемы и посечены мечем, тако скончахуся;

- Тако вси блаженнии страдальцы умроша» …

Приводится такой эпизод: настоятель Паисиева Покровского монастыря Антоний вышел к осаждавшим с распятием в руках, и во имя Господа призвал не проливать кровь мирных людей, укрывшихся в обители. Стоявший поблизости «жолнеж» рассёк игумена саблей вместе с распятием. Разрубленный крест Антония стал для угличан символом страданий за Русь и веру Православную.

П.Д. Бучкин. Взятие Углича поляками. https://uglmus.ru/upload/galleries/gallery268/preview/Akvarel_P.D._Buchkina_Boy_polyakov_v_Uglichsko.JPG
П.Д. Бучкин. Взятие Углича поляками. https://uglmus.ru/upload/galleries/gallery268/preview/Akvarel_P.D._Buchkina_Boy_polyakov_v_Uglichsko.JPG

Однако хорошо укрепленный Угличский кремль с гарнизоном в 1000 стрельцов и до 1500 ополченцев захватчикам с ходу взять не удалось, его осада грозила затянуться надолго. Но тут свою предательскую роль сыграла «пятая колонна». Среди осажденных нашлись изменники, «за злато» отворившие полякам крепостные ворота.

Ворвавшиеся в цитадель интервенты не миловали никого – ни стариков, ни женщин, ни детей. Всё было дочиста разграблено и сожжено до основания. Русским ратникам, через месяц подошедшим к Угличу, открылась ужасающая картина: богатый волжский город представлял собой сплошное пепелище с обугленными развалинами. От населения в 40 тысяч человек осталось не более нескольких сотен.

«Кто твою, граде, погибель теплыми слезами не оплачет»? – скорбно восклицал летописец.

Пепел Углича стучал в сердце и взывал к отмщению.

И как известно, праведное возмездие настигло поляков уже в следующем - 1612 году. Оккупанты, запертые в Московском Кремле, так и не дождались помощи от «посланца Девы Марии» гетмана Ходкевича. Его крылатая конница была разбита ополчением Минина и Пожарского на улицах Земляного города.

Со сдавшимися шляхтичами русские обошлись гуманно. По крайней мере, никто живьём в землю их закапывать не собирался. Впрочем, пана Сапеги среди пленников не было – он бесславно умер в Кремле.

Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Кремля. 1938 г. Музей истории Москвыhttps://i.pinimg.com/originals/b7/5e/8e/b75e8ed10bd357825be2c91e1c3387a8.jpg
Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Кремля. 1938 г. Музей истории Москвыhttps://i.pinimg.com/originals/b7/5e/8e/b75e8ed10bd357825be2c91e1c3387a8.jpg

Углич же возрождался для новой жизни. Указом Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, в город были переселены 5 тысяч торговцев, мастеровых и духовных лиц из Ярославля, Москвы, Ростова Великого. Дарованные Государем льготы привлекли в Углич богатое купечество. Постепенно оживлялась торговля, заново был отстроен городской кремль, возводились дома и святые обители.

В 1628 году на волне всеобщего подъёма в Алексеевском монастыре под началом настоятеля, «мудрого старца Мисайлы», была построена трапезная палата с храмом, освященным во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Сегодня «троеверхая» церковь на берегу Каменного ручья предстаёт символом величия русского духа, торжественным монументом в честь одоления губительной Смуты. Вспомним, как Пушкин писал в «Борисе Годунове»:

Как здравая, она восторжествует

Над злобою, над черной клеветою!

Вид Успенской «Дивной» церкви
Вид Успенской «Дивной» церкви

Успенскую церковь, получившую в народе имя Дивной, сравнивали то со «светочем пресветлым», то с драгоценной короной Земли Русской. Но нужно уточнить, что неповторимый блеск ей придает отнюдь не роскошное декоративное убранство.

Сила воздействия Дивной заключается, прежде всего, в безупречной гармонии и отточенном совершенстве пропорций. В этом с ней могут сравниться, разве что, знаменитая церковь Покрова на Нерли и великолепный шатровый храм Вознесения в Коломенском.

Основанием церкви служит внушительных размеров трапезная палата. Интересно проследить, как мастерски древние зодчие выполнили переход от её грузных форм к стремительному взлёту шатров.

Вид трапезной палаты Алексеевского монастыря с Успенской церковью
Вид трапезной палаты Алексеевского монастыря с Успенской церковью

Так, мерное спокойствие горизонтальных ярусов на абсидах вдруг оживляется ритмичным разбегом колонок аркатурного пояса. Их килевидные завершения перекликаются с закомарами «четвериковых» оснований шатров.

Далее динамику восхождения подхватывают изогнутые карнизы боковых восьмериков, образующие своеобразный «ласточкин хвост». И наконец, трем крупным закомарам центрального четверика вторят малые кокошники шатра и возвышенной главы.

Все три шатровых завершения украшены фактурными гуртами (лентами) и декоративными ромбами.

Восточный фасад Успенской церкви
Восточный фасад Успенской церкви

Алексеевский монастырь в Угличе доводилось посещать не единожды. И каждый раз трёх-шатровая Успенская церковь представала дивной вестницей красоты, спасающей мир. Круговой обход памятника открывал всё новые ракурсы, завораживающие филигранной соразмерностью деталей.

В блеске Дивной церкви не сразу замечаешь второй храм обители. Меж тем, он является главным монастырским собором. Речь о церкви Иоанна Предтечи, построенной в период расцвета ярославского зодчества - 1681 г.

Церковь Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря, 1681 г.
Церковь Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря, 1681 г.

Любопытно, что маленький храмик последовательно воспроизводит формы своих огромных ярославских собратьев. К его приземистому, без подклета, четверику примыкает пониженный придел и крытая паперть; на удлиненных барабанах возвышаются «пучинистые» главы.

Вид церкви Иоанна Предтечи
Вид церкви Иоанна Предтечи

Предтеченский храм с ярославской щедростью украшен многоцветными изразцами. Среди изображений представлены как декоративные орнаменты, так и сюжетные композиции: райские птицы, скачущие всадники.

Изразцы церкви Иоанна Предтечи
Изразцы церкви Иоанна Предтечи

В 1997 году ансамбль Алексеевского монастыря передан Русской Православной церкви, в нем воссоздана женская обитель.

Отрадно, что памятник находится в хорошем состоянии: сестры бережно хранят дивное наследство. Смысл заложенного в нем послания хорошо понятен: «Мы русские, с нами Бог»!

Шатры Успенской «Дивной» церкви
Шатры Успенской «Дивной» церкви