Найти тему

Как Якутский Автодорожный техникум стал пионером во внедрении бережливого производства в республике

Преподаватели Автодорожного техникума выступили наставниками по обучению школьников основам бережливого производства.
Преподаватели Автодорожного техникума выступили наставниками по обучению школьников основам бережливого производства.

— Сравнивая сегодня систему бережливого производства с системой финансирования отдельных проектов, я однозначно выбираю «бережливку», — уверенно говорит Валентина Гаврильевна Попова, директор Якутского автодорожного техникума. — По этой системе мы работаем третий год и уже значительно смогли улучшить работу отделов техникума. Да так, что в этом году получили высокую оценку своей работы на федеральном уровне.

А начиналось все в марте пандемийного 2020 года, когда в кабинете директора техникума раздался звонок. Звонили из Минобразования региона, предупреждая, что Автодорожный техникум включен в проект «Эффективный регион» и его представителям надо пройти обучение на базе Высшей школы инновационного менеджмента при Главе РС(Я).

Валентина Гаврильевна Попова, директор Якутского Автодорожного техникума, сегодня признается, что принципы бережливого производства помогли улучшить работу отделов учебного заведения.
Валентина Гаврильевна Попова, директор Якутского Автодорожного техникума, сегодня признается, что принципы бережливого производства помогли улучшить работу отделов учебного заведения.

— Конечно, я сразу же начала возмущаться — почему мы? Зачем нам это надо?? — смеется сегодня Валентина Гаврильевна. — Но потом решила, что в условиях пандемии, когда преподаватели ушли на «удаленку», а студенты разъехались по домам, можно найти время и на повышение квалификации своих преподавателей.

Выбор пал на руководителя Многофункционального центра прикладных квалификаций Автодорожного техникума Наталью Степановну Тарабукину, которая вместе со своими сотрудниками прошла курсы «Основы бережливого производства» в Высшей школе.

— Первым нашим «пробным шаром» стал проект по приему документов для обучения в МФЦ, — вспоминает Наталья Степановна. — Мы проанализировали весь процесс подачи документов от клиентов, желающих обучаться в нашей Автошколе, и выявили очень много временных потерь, затраченных на ожидание заполнения договора и заявления, предоставления пакета документов, подписания договора, проведения оплаты и т.д. Когда мы поняли, как оптимизировать этот процесс, время подачи документов сократилось практически вдвое. Поэтому второй проект не заставил себя ждать, и вскоре мы оптимизировали процесс подготовки и выдачи документов для граждан, окончивших наши курсы.

— Если выразить это в цифрах, то количество курсантов, прошедших обучение в нашем МФЦ в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличилось практически вдвое, — поясняет Валентина Гаврильевна. — Но мы оптимизировали не только офисные процессы. Очень важно было то, что мы и дальше стали действовать в системе бережливого производства. Так мы поняли, как сократить время прохождения мастерами производственного обучения по вождению нашей Автошколы предрейсового медосмотра, как оптимально выстроить процесс обучения курсантов теории и практике вождения. В результате у обучающихся нашей Автошколы процент сдачи теоретического экзамена с первой попытки вырос до 90-100%, а практического до 75-80%.

Все рабочие процессы техникума сегодня организуются согласно принципам бережливого производства.
Все рабочие процессы техникума сегодня организуются согласно принципам бережливого производства.

Вовлечь всех!

Сегодня обучение основам бережливого производства в Высшей школе прошли 70% работников Автодорожного техникума, причем не только руководители отделов, но и преподаватели, и вспомогательный персонал.

А ознакомиться со всей историей внедрения принципов бережливого производства может любой посетитель техникума в комнате «Обея», расположенной в фойе второго этажа.

Под обея в Автодорожном техникуме отведена значительная часть фойе.
Под обея в Автодорожном техникуме отведена значительная часть фойе.

В учреждении регулярно проводятся внутренние конкурсы на лучшее предложение по улучшению, на лучший отдел, организованный по системе 5С, на большее количество внедренных проектов.

— В фойе техникума мы поставили ящик для приема предложений по улучшению, куда внести свои ППУ могут все, в том числе и студенты, — рассказывает Валентина Гаврильевна. — Причем предложения не обязательно должны быть глобальными, но и очень практическими. Так, например, одним из ППУ стало предложение смастерить полки для сменной обуви для наших студентов, чтобы ребятам не надо было каждый день носить с собой «сменку». В результате теперь все наши студенты ходят в сменной обуви, а объемы работы у техперсонала сократились.

На стендах представлена информация о тех проектах в рамках бережливого производства, что реализуются сегодня в стенах Автодорожного техникума.
На стендах представлена информация о тех проектах в рамках бережливого производства, что реализуются сегодня в стенах Автодорожного техникума.

Для того, чтобы оценить перспективность каждого предложения, в техникуме создается рабочая комиссия. Что-то отбраковывается, что-то признается перспективным и отдается в разработку. При этом внедрить свое предложение по улучшению должен человек, внесший эту идею.

— Кто лучше самих сотрудников знает, из чего складывается весь процесс их работы? — говорит Валентина Гаврильевна. — Надо просто вооружить их инструментами бережливого производства, и они смогут предложить наилучшее решение для оптимизации каждого процесса.

Так, в учебной части техникума придумали, как можно оптимизировать процесс выдачи справок для студентов. По словам заведующей Анны Семеновны Дедюкиной, для этого они создали электронную форму для подачи заявлений, которую студент заполняет сам, а потом уже или получает готовую справку на свою электронную почту, или забирает оригинал в учебной части. В итоге оформление документа сегодня занимает пару часов вместо двух дней.

Чтобы оформить справку, студентам достаточно отсканировать QR-код и заполнить форму заявки.
Чтобы оформить справку, студентам достаточно отсканировать QR-код и заполнить форму заявки.

Благодаря предложениям учебной части был оптимизирован и учебный процесс:

— Еще до пандемии техникум купил образовательную платформу «Moodle», однако фактически она не использовалась, — делится Анна Семеновна. — После обучения основам бережливого производства мы не только смогли ее внедрить, но и сделали так, что процесс удаленного обучения стал удобен для всех участников процесса — и студентов, и преподавателей.

Чемпионаты и конференции

Ну, а раз по системе бережливого производства работают уже все сотрудники Автодорожного техникума, то и студентов можно обучить тому же. Так решили в техникуме и в 2021 году внесли этот предмет в вариативную часть своей учебной программы.

— Предмет очень хорошо «вписался» в учебный план, а ребята начали учиться тому, как оптимизировать процессы производства, как рассчитать экономический эффект от своих предложений, — говорит Наталья Степановна. — В общем, следующим шагом для нас стало проведение научно-практических конференций и первого чемпионата по бережливому производству для студентов.

Наталья Степановна Тарабукина во время проведения чемпионата по компетенции «Бережливое производство» в рамках движения «Профессионалы».
Наталья Степановна Тарабукина во время проведения чемпионата по компетенции «Бережливое производство» в рамках движения «Профессионалы».

Это было в 2022 году.

Сегодня Наталья Степановна признается, что особенно тяжело ей дался чемпионат. «Мы же нигде не обучались проведению конкурса по этой специализации». Однако в техникуме с этой сложной задачей справились. А победитель регионального чемпионата из Якутии вместе со своим руководителем выехал в Южно-Сахалинск для участия в национальном конкурсе.

— Наш студент занял 9-е место из 10, — вспоминает Наталья Степановна. — Когда я анализировала ту ситуацию, то поняла, что наши конкуренты были лучше потому, что проходили подготовку на машиностроительных заводах и могли предлагать улучшение производственных процессов.

Ну что ж, вызов был принят.

В этом году Автодорожный техникум организовал второй чемпионат по компетенции «Бережливое производство» в рамках движения «Профессионалы», куда включил участие не только студентов средних профессиональных учебных заведений Якутии, но и школьников.

Ребята выполняли практические задания. Например, школьники вносили свои предложения по оптимизации в процесс под названием «Сборка масляного насоса автомобиля ВАЗ-2107». Для этого они следили за процессом сборки насоса, делая как минимум 10 замеров, чтобы определить наиболее проблемные места процесса сборки. А затем вносили свои улучшения.

В номинации "юниоры" приняли участие ученики школы №13 города Якутска.
В номинации "юниоры" приняли участие ученики школы №13 города Якутска.

— Задание это сложное, ребята должны проявить изобретательность, но в этом и суть, — говорит Наталья Степановна.

В этом году креативить на площадке чемпионата в номинации «юниоры» смогли представители школы№13 Якутска. Однако в техникуме уверены, что скоро к этому движению подключатся и другие школы столицы республики:

— Перенимать опыт нашего техникума во внедрении принципов бережливого производства приезжали уже практически все представители средних образовательных учреждений республики, — рассказывает Валентина Гаврильевна. — Думаем, что скоро и все средние школы подключатся к этому процессу.

— Конечно, обучить основам бережливого производства представителей всех школ Якутска мы не сможем, — говорит Наталья Степановна. — Однако они всегда могут пройти курсы повышения квалификации на базе Высшей школы инновационного менеджмента. А мы в свою очередь можем показать, как помогают в работе внедренные принципы бережливого производства.

К слову, в новом учебном году основы бережливого производства будут включены в учебную программу уже по всей стране.

Хотите быть в теме — обучайтесь принципам бережливого производства, а наши преподаватели вам помогут!