Первые автомобили российского производства были созданы еще в царские времена. В 1869 году в Риге, в Российской империи (ныне Латвия), была основана компания «Руссо-Балт», которая первоначально производила железнодорожные вагоны. В 1908 году из стен завода начали выходить первые легковые автомобили, которые даже принимали участие в спортивных мероприятиях. В 1912 году Russo-Balt C24-50 принял участие в ралли Монте-Карло. В то же время царское правительство приняло решение о расширении автомобильной промышленности, и в 1916 году было основано шесть новых заводов. Одним из них был завод АМО, расположенный в подмосковной Тюфелевой роще, начавший свою работу в 1917 году, в самый разгар коммунистической Октябрьской революции.
Используя полные импортные комплекты, АМО начала сборку итальянских грузовиков Fiat 15 Ter грузоподъемностью 1,5 тонны, которые использовались для перевозки войск и вооружения. Таким образом, до 1919 года из стен завода вышло 1317 итальянских грузовиков. Оригинальный Fiat 15 был представлен в 1911 году и принял участие в в итало-турецкой войне, где он доказал свою ценность. Поэтому выбор такой модели представлялся вполне оправданным.
В последующие годы заводы АМО в основном занимались ремонтом военных грузовиков. На них был большой спрос, ведь в советской армии было много различных машин, доставшихся в наследство от царских войск. Тем временем на заводе собирались и американские грузовики White TAD (известные в России как White-AMO).
С окончанием гражданской войны и относительной стабилизацией коммунистические власти решили унифицировать парк военной техники. Хотя изначально планировалось строить американские автомобили по лицензии, в начале 1924 года АМО получил госзаказ на возобновление серийной сборки грузовиков Fiat 15 Ter. Однако возник ряд проблем: единственное, что осталось, - это несколько уцелевших итальянских грузовиков и техническая документация. Не хватало квалифицированных технических кадров и современных станков, а без них серийное производство было невозможно. Времени не хватало, так как в том же году должны были быть готовы первые грузовики для презентации на параде по случаю седьмой годовщины революции.
Первое шасси будущего АМО-Ф-15 построили в ночь на 1 ноября 1924 года, а утром 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции, собрали еще 10 машин. Небольшое пояснение - тем временем календарь в России изменился с юлианского на общеупотребительный григорианский, из-за чего Октябрьскую революцию стали датировать ноябрём.
Грузовики сразу отправились на парад, несмотря на то, что краска на кузове еще не высохла! Сам производственный процесс представлял собой не что иное, как большую импровизацию с использованием примитивных инструментов и методов. Однако это было событие исторического масштаба, ведь именно тогда в России был создан первый полностью отечественный грузовик, построенный из комплектующих местного производства.
Уже 25 ноября АМО-Ф-15 приняли участие в ралли по маршруту Москва-Тверь-Вышний Волочек-Новгород-Ленинград-Луга-Витебск-Смоленск-Рославль-Москва, где доказали свою огромную выносливость на дистанции в несколько тысяч километров! Серийное производство было запущено только в марте 1925 года.
АМО-Ф-15 стал стандартным 1,5-тонным грузовиком, использовавшимся в СССР. Автомобиль был оснащен 4-цилиндровым 4,4-литровым 35-сильным бензиновым двигателем жидкостного охлаждения с нижним расположением клапанов, что позволяло развивать максимальную скорость 42 км/ч. Что касается габаритов и массы, то они были следующими: длина 5050 мм; ширина 1760мм; высота 2250мм; колесная база 3070 мм; снаряженная масса 1920 кг. Хотя автомобиль был создан по образцу Fiat 15, он отличался от итальянского прототипа многими элементами. В частности, диаметр маховика двигателя был уменьшен на 80 мм для увеличения дорожного просвета, были использованы более легкие поршни и шатуны, изменен дизайн капота, вставлен радиатор большего размера, изменена конструкция сцепления, а топливный бак переместился под сиденье водителя. Также был установлен топливный насос. В 1928 году от этого решения отказались, восстановив первоначальную компоновку с топливным баком над двигателем, при котором топливо под действием силы тяжести поступало в карбюратор. Также были введены более легкие разборные элементы кузова, в том числе кабина водителя. Интересно, что сама кабина изначально была похожа на оригинал, т.е. имела складную брезентовую крышу. Только в 1926 году была реализована классическая закрытая кабина с боковыми окнами.
Производство АМО-Ф-15 было прекращено в 1931 году, т.е. через 20 лет после премьеры Fiat 15, явившегося прототипом. Информация о количестве построенных экземпляров разнится в зависимости от источников, хотя можно предположить, что их было в пределах 6-8 тысяч. На смену грузовику пришла модель АМО-2, которая представляла собой лицензионную версию американского Autocar. Несмотря на это, «пятнашки» продолжали использоваться как в гражданской, так и в военной сфере, а пожарные машины применялись и после Второй мировой войны. Сами заводы АМО были переименованы в Завод имени Сталина (ЗИС), а в 1956 году - в Завод имени Лихачева (ЗИЛ). До наших дней сохранилось, скорее всего, 4 экземпляра первого советского грузовика, один из которых экспонировался на заводе ЗИЛ.