Найти тему
Автолюкс

История первого советского грузовика - любой ценой успеть на парад

Первые автомобили российского производства были созданы еще в царские времена. В 1869 году в Риге, в Российской империи (ныне Латвия), была основана компания «Руссо-Балт», которая первоначально производила железнодорожные вагоны. В 1908 году из стен завода начали выходить первые легковые автомобили, которые даже принимали участие в спортивных мероприятиях. В 1912 году Russo-Balt C24-50 принял участие в ралли Монте-Карло. В то же время царское правительство приняло решение о расширении автомобильной промышленности, и в 1916 году было основано шесть новых заводов. Одним из них был завод АМО, расположенный в подмосковной Тюфелевой роще, начавший свою работу в 1917 году, в самый разгар коммунистической Октябрьской революции.

Используя полные импортные комплекты, АМО начала сборку итальянских грузовиков Fiat 15 Ter грузоподъемностью 1,5 тонны, которые использовались для перевозки войск и вооружения. Таким образом, до 1919 года из стен завода вышло 1317 итальянских грузовиков. Оригинальный Fiat 15 был представлен в 1911 году и принял участие в в итало-турецкой войне, где он доказал свою ценность. Поэтому выбор такой модели представлялся вполне оправданным.

     Грузовики Fiat 15
Грузовики Fiat 15

В последующие годы заводы АМО в основном занимались ремонтом военных грузовиков. На них был большой спрос, ведь в советской армии было много различных машин, доставшихся в наследство от царских войск. Тем временем на заводе собирались и американские грузовики White TAD (известные в России как White-AMO).

С окончанием гражданской войны и относительной стабилизацией коммунистические власти решили унифицировать парк военной техники. Хотя изначально планировалось строить американские автомобили по лицензии, в начале 1924 года АМО получил госзаказ на возобновление серийной сборки грузовиков Fiat 15 Ter. Однако возник ряд проблем: единственное, что осталось, - это несколько уцелевших итальянских грузовиков и техническая документация. Не хватало квалифицированных технических кадров и современных станков, а без них серийное производство было невозможно. Времени не хватало, так как в том же году должны были быть готовы первые грузовики для презентации на параде по случаю седьмой годовщины революции.

     Сборка грузовиков АМО-Ф-15
Сборка грузовиков АМО-Ф-15

Первое шасси будущего АМО-Ф-15 построили в ночь на 1 ноября 1924 года, а утром 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции, собрали еще 10 машин. Небольшое пояснение - тем временем календарь в России изменился с юлианского на общеупотребительный григорианский, из-за чего Октябрьскую революцию стали датировать ноябрём.

     Перевозка АМО-Ф-15 поездом
Перевозка АМО-Ф-15 поездом

Грузовики сразу отправились на парад, несмотря на то, что краска на кузове еще не высохла! Сам производственный процесс представлял собой не что иное, как большую импровизацию с использованием примитивных инструментов и методов. Однако это было событие исторического масштаба, ведь именно тогда в России был создан первый полностью отечественный грузовик, построенный из комплектующих местного производства.

Уже 25 ноября АМО-Ф-15 приняли участие в ралли по маршруту Москва-Тверь-Вышний Волочек-Новгород-Ленинград-Луга-Витебск-Смоленск-Рославль-Москва, где доказали свою огромную выносливость на дистанции в несколько тысяч километров! Серийное производство было запущено только в марте 1925 года.

     Первый экземпляр АМО-Ф-15
Первый экземпляр АМО-Ф-15

АМО-Ф-15 стал стандартным 1,5-тонным грузовиком, использовавшимся в СССР. Автомобиль был оснащен 4-цилиндровым 4,4-литровым 35-сильным бензиновым двигателем жидкостного охлаждения с нижним расположением клапанов, что позволяло развивать максимальную скорость 42 км/ч. Что касается габаритов и массы, то они были следующими: длина 5050 мм; ширина 1760мм; высота 2250мм; колесная база 3070 мм; снаряженная масса 1920 кг. Хотя автомобиль был создан по образцу Fiat 15, он отличался от итальянского прототипа многими элементами. В частности, диаметр маховика двигателя был уменьшен на 80 мм для увеличения дорожного просвета, были использованы более легкие поршни и шатуны, изменен дизайн капота, вставлен радиатор большего размера, изменена конструкция сцепления, а топливный бак переместился под сиденье водителя. Также был установлен топливный насос. В 1928 году от этого решения отказались, восстановив первоначальную компоновку с топливным баком над двигателем, при котором топливо под действием силы тяжести поступало в карбюратор. Также были введены более легкие разборные элементы кузова, в том числе кабина водителя. Интересно, что сама кабина изначально была похожа на оригинал, т.е. имела складную брезентовую крышу. Только в 1926 году была реализована классическая закрытая кабина с боковыми окнами.

     АМО-Ф-5 в пожарном варианте
АМО-Ф-5 в пожарном варианте

Производство АМО-Ф-15 было прекращено в 1931 году, т.е. через 20 лет после премьеры Fiat 15, явившегося прототипом. Информация о количестве построенных экземпляров разнится в зависимости от источников, хотя можно предположить, что их было в пределах 6-8 тысяч. На смену грузовику пришла модель АМО-2, которая представляла собой лицензионную версию американского Autocar. Несмотря на это, «пятнашки» продолжали использоваться как в гражданской, так и в военной сфере, а пожарные машины применялись и после Второй мировой войны. Сами заводы АМО были переименованы в Завод имени Сталина (ЗИС), а в 1956 году - в Завод имени Лихачева (ЗИЛ). До наших дней сохранилось, скорее всего, 4 экземпляра первого советского грузовика, один из которых экспонировался на заводе ЗИЛ.