После неудачного дебюта Volvo P1900 представители шведского концерна решили еще раз попробовать свои силы и спроектировать спортивный автомобиль, который должен был помочь компании завоевать рынки США и Западной Европы. Так родился Volvo P1800.
Работа над автомобилем началась в 1957 году, вскоре после дебюта модели Р1900, которая была продана всего в 68 экземплярах (причиной плохих продаж было низкое качество автомобиля и несоответствие рынку). Новую модель разработал Хелмер Петтерсон, а внешним дизайном занимался его сын Пелле Петтерсон. Volvo хотела, чтобы машина выглядела как итальянская (хотя на практике единственным признаком этого было то, что Пелле Петтерсон работал в итальянской компании Pietro Frua).
В сентябре 1957 года началось создание первого из трех прототипов. Все они были окончательно завершены в начале 1958 года. Еще до того, как прототипы были готовы, в декабре представители Volvo начали переговоры с немецкой компанией Karmann, которая должна была взять на себя серийное производство нового автомобиля. К сожалению, переговоры пришлось прервать после вмешательства представителей Volkswagen, которые опасались, что Volvo будет угрожать модели Volkswagen Karmann Ghia.
Уход Karmann из проекта не привел к полному отказу от дальнейшей работы. В течение двух лет продолжались испытания автомобиля и разыскивался потенциальный производитель, имеющий опыт серийного выпуска спортивных машин. В конце 1959 года в прессу просочилась информация о модели P1800, что вынудило Volvo признать работу над автомобилем и представить прототип на автосалоне в Брюсселе. После положительного отклика на новую модель Volvo поручила Jensen Motors начать серийное производство.
Автомобиль Volvo P1800 имел длину 4,4 м, а под капотом располагался двигатель B18 объемом 1,8 л мощностью 100 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 177-193 км/ч в зависимости от коробки передач. По параметрам он не был типичным спортивным автомобилем, как Karman Ghia, но нравился водителям.
В 1963 году производство модели P1800 было перенесено на завод Volvo в Лундбю, поскольку Jensen не могла поддерживать качество выпускаемых автомобилей. Вместе с переносом производства в конструкцию были внесены изменения, важнейшим из которых стала доводка двигателя до 115 л.с., а позднее замена четырехцилиндрового двигателя В18 на новый силовой агрегат В20В мощностью 118 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 175 км/ч. Эта модель получила обозначение 1800S.
В 1970 году в производство поступила модель 1800E с более мощным двигателем B20E мощностью 130 л.с., обеспечивавшим максимальную скорость 190 км/ч, разгон от 0 до 100 км/ч за 9,5 секунды, и дисковыми тормозами на всех четырех колесах. В 1972 году в производство была запущена еще одна модель. Автомобиль Volvo 1800ES представлял собой трехдверный универсал с чуть более слабым двигателем мощностью 125 л.с.
Наконец, в 1974 году производство Volvo 1800 было прекращено, в основном из-за изменений в нормах выбросов, которые потребовали бы слишком больших затрат для двигателей, используемых в 1800ES. Всего было произведено 39 407 купе и 8 077 универсалов.
Volvo 1800 дважды вошел в историю. Первый раз - благодаря сериалу «Святой», в котором за руль этой машины сел Роджер Мур, а второй - в 1998 году, когда в Книгу Гиннесса занесли Volvo 1800S, принадлежавший Ирву Гордону из США.
Эта машина тогда побила рекорд в качестве частного автомобиля с самым большим пробегом - 1,69 миллиона миль. В 2013 году на одометре автомобиля уже было более 3 млн миль (4 828 032 км), а в 2018 - 3,2 млн (5 152 000 км).