Найти тему
Вечерний чай

Художественное наследие Пермского края на открытках

Давно хотела показать вам, друзья, набор этих открыток. Они современные, рисунки созданы ныне живущими мастерами – профессиональными художниками. И я бы назвала эти узоры – скорее, переосмыслением традиционного народного узора. Что за узор?

Обвинская роспись на деревянных изделиях – народное искусство, получившее распространение в Прикамье в конце XIX – начале XX века. Правда, настоящих дат истоков этого художественного мастерства сегодня никто назвать не может. Самые ранние прялки с яркими цветочными узорами датированы 1870-м годом. Основными центрами на реке Обве, где мастерили бочки и другие деревянные изделия, были деревни в Сретенской и Кривецкой волости Пермского уезда (нынешняя территория Ильинского района Пермского края). Считается, что именно оттуда пошла традиция расписывать прялки, кадки, бочки и другую деревянную утварь яркими цветами.

-2
-3
-4

В технике узоров обвинской росписи явно прослеживается связь с традициями народного искусства русского севера: расположение цветочного мотива на оси симметрии, использование двух-трех красок. Отличительной особенностью узора является расположенный в центре восьмилепестковый цветок-звезда на ярком, чаще темном, фоне (холодный синий, темно-зеленый фон и теплый цвет растительных мотивов – желтый, оранжевый).

-5
-6
-7

Красный, оранжевый фоны появились чуть позже – когда мастера стали вывозить свои изделия на ярмарки, где нужно было привлекать внимание к своему товару. Так, оранжево-красный и желто-оранжевый фоны закрепились и стали отличительной чертой обвинской росписи, а по ним голубые, желтые, зеленые лепестки).

Что касается композиции узора, то, как я уже сказала выше, на оси симметрии располагалась «обвинская звезда» (восьмилепестковый цветок) с круто закрученной спиралью по середине, а свободное пространство заполнялось растительным орнаментом: листья, пушистые стебли, ягоды… Всё это вкупе создавало образ чудо-дерева, древа жизни, символа плодородия, благоденствия, дерева из райского сада.

-8
-9
-10
-11

К началу XX века узоры становятся разнообразнее, это может быть не только цветок, но и венки, кудрявая веточка, четырёхъярусный цветок и пр.

Судя по представленным в наборе открыткам, сегодня мастера берут за основу традиционную колористику и создают свои узоры, стилистически приближенные к обвинской росписи.

И пусть это не стопроцентное копирование народного творчества, все равно прекрасно, что в век роботов и высоких технологий еще живы и возрождаются старинные ремесла.

-12
-13
-14
-15

Художники открыток: Татьяна Боталова, Лидия Ерохина, Светлана Сергеева. Надпись внутри обложки, сделанная от руки одной из художниц, гласит: "Народная роспись - это творчество, идущее от сердца". Не поспоришь!

А это фото с ярмарки народных промыслов "Промыслы. ПроСмыслы", которая проходила в Перми в феврале этого года. Алфавит на деревянных досках, расписанных в стилистике обвинской росписи.

-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

Спасибо, что заглянули на чашку «Вечернего чая», подписывайтесь, если тоже готовы узнавать историю и традиции, просто рассматривая почтовые открытки.