Найти тему
Коперник | История

Скандальная традиция продажи жен в георгианской Англии

Оглавление

На протяжении всей истории человечества существовало множество странных, а порой и жестоких традиций. Не была исключением и Англия, на территории которой возникла безумная традиция продажи своих жён на аукционе. Она восходит своими корнями к средневековым временам, но широкое распространение традиция получила в просвещённых XVII и XVIII веках. Считается, что эта практика возникла в результате экономических трудностей, с которыми сталкивались многие английские семьи в то время. В условиях нищеты мужчины часто продавали своих жен, чтобы избавиться от финансового бремени. Законность продажи жены была предметом споров даже в то время, но многие считали, что это легкий и быстрый способ для супругов разорвать несчастливый брак. Давайте разберем эту тему поподробнее.

О традиции в деталях

Как уже было сказано, в георгианской Англии возникла интересная традиция, когда мужчины публично продавали своих жен тому, кто больше заплатит. Эта практика была особенно распространена в сельской местности и небольших городах, где браки не регулировались ни церковью, ни светскими властями. Продажа жен часто происходила на ярмарках и рынках, где женщин продавали на аукционах, как скот, жаждущим их купить.

-2

Хотя продажа жен являлась незаконной, она была весьма распространенной практикой, и даже существовали правила, по которым проводились сделки. Жену вели на аукцион с поводком на шее, где она терпеливо стояла перед шумной толпой, позволяя себя оценить. Покупатель должен был заплатить мужу при свидетелях, прежде чем завладеть его женой. Сделки часто сопровождались бурными возгласами и смехом, что придавало дополнительную зрелищность этой традиции.

В пятницу мясник выставил свою жену на продажу на рынке Смитфилда, недалеко от гостиницы Рэм, с поводком на шее и верёвкой на талии, за которую её привязали к ограде, а счастливым покупателем стал один извозчик, отдавший мужу три гинеи и крону за его былое ребро. Жаль, что нет управы на такое развратное поведение низших сословий.

— The Times (июль 1797)

Размещение женщины на рынке было выгодным, поскольку обеспечивало продавца, то есть мужа, большим количеством покупателей, которые устраивали торги и могли приобрести понравившуюся женщину втридорога. Цены, правда, все равно были смешными, поскольку на такой шаг чаще всего решались нуждающиеся люди, для которых каждая копейка (или пенс) были на большом счету. Так, к примеру, в Шеффилде муж продал свою жену за литр пива, а средняя цена по Англии за женщину составляла всего около 5 шиллингов.

Герцог Чандос во время пребывания в небольшой деревенской гостинице увидел, как конюх бьёт свою жену самым жестоким образом; он вмешался и буквально купил её за полкроны. Это была молодая и красивая женщина; герцог дал ей образование; и после смерти её мужа он женился на ней. На своём смертном одре она собрала весь дом, рассказала им свою историю, и вывела из неё трогательную мораль об опоре на провидение, поскольку из самой жалкой ситуации она была внезапно поднята на одну из величайших вершин процветания; она попросила у них прощения, если когда-либо их несправедливо обидела, а затем отпустила их с подарками; умерев почти в тот же миг.

— The Gentleman's Magazine (1832)

Причины продажи жен были разными. Некоторые мужчины продавали своих жен из-за финансовых трудностей, в то время как другие делали это, чтобы просто избавиться от надоевшей жены. В одних случаях жена могла быть соучастницей продажи, в других - не имела права голоса. Иногда практика продажи жены была удобным выходом из ситуации, когда замужняя женщина изменяла с другим мужчиной. Таким образом и она сама, и ее муж избегали публичного позора, продавая ее любовнику. Но независимо от причин, продажа жены стала символом отчаяния и нищеты низших слоев населения в георгианской Англии. Это была противоречивая практика, вызывавшая многочисленные споры как среди населения, так и среди властей.

-3

Каковы бы ни были истоки продажи жен, эта практика становилась все более распространенной в XVIII и начале XIX века. Она была особенно распространена в сельской местности, где бедность была широко распространена, а социальные нормы были более неформальными. Как уже было замечено, в некоторых городах даже проводились публичные аукционы по продаже жен, сопровождавшиеся шумными торгами.

Хотя продажа жен могла быть для некоторых людей способом начать новую жизнь, она также являлась отражением неравноправного и деспотичного общества того времени. К женщинам часто относились как к собственности, не имеющей права голоса в их личной жизни или будущем. Тот факт, что их могли продавать как товар или скот, является ярким напоминанием о том, как обесценивали и эксплуатировали женщин в георгианской Англии.

Что интересно, традиция касалась именно Англии, а не Британской империи в целом. В Шотландии была только одна известная попытка продать жену, но и она закончилась массовой дракой:

Женщины округи, числом около семисот, собравшись и вооружившись камнями, причём некоторые даже кинули их, а другие завернули камни в чулки и носовые платки, устремились в атаку на толпу, нанося удары по всем, кто подворачивался под руку; добравшись наконец до аукциониста, они разодрали и расцарапали тому лицо самым жутким образом, вследствие нанесённого прекрасному полу оскорбления.

Как с ней боролись?

Несмотря на свою распространенность, продажа жен широко осуждалась религиозными лидерами, социальными реформаторами и политиками. Многие считали это постыдной и варварской практикой, и были предприняты усилия, чтобы объявить ее вне закона. В 1837 году был принят "Закон о продаже жен", который установил уголовную ответственность за участие в подобной традиции. Во многом благодаря этому закону подобная практика сошла на нет.

В то же время принятие "Закона о продаже жен" было следствием множества факторов тех лет, включая улучшение социально-экономической составляющей, а также усиление государственного контроля над обществом. Высокие темпы индустриализации свободное просвещение привели к тому, что многие люди стали считать традиционный уклад жизни устаревшим и варварским. Распространение новых идей и ценностей, в том числе связанных со свободой человека, также привело к упадку традиции продавать своих жен. В некоторых местах традиция была полностью запрещена, а в других просто стала непопулярной и исчезла.

Уильям Мюррей, первый граф Мэнсфилда, один из самых яростных противников традиции
Уильям Мюррей, первый граф Мэнсфилда, один из самых яростных противников традиции

Сегодня эта традиция сохраняется лишь в нескольких местах, где она отмечается как символическая часть местной культуры. Продажа жен привлекает любопытных туристов, однако расцвет этой традиции уже давно прошел, и она остается интересным, но несколько противоречивым пережитком прошлого.

Заключение

Взлеты и падения скандальных традиций на протяжении всей истории дают возможность взглянуть на постоянно меняющиеся культурные и общественные нормы того времени. Некоторые традиции смогли пережить испытание временем, в то время как другие оказались не столь удачливы. Традиция, рассмотренная в этой статье, является лишь одним из примеров того, как культурные и общественные нормы могут меняться со временем и как даже самые глубоко укоренившиеся традиции могут исчезнуть. Изучая прошлое, мы можем лучше понять наше настоящее и будущее.