Найти тему
Libertà

Церковь в чистом поле, в деревне, которой нет

Каменная, холодная церковь в Кузьминке появилась в 1822 году.

церковь
церковь

Деньги на ее строительство выделила госпожа П.П. Кошелева.

Храм имел три престола: главный — Знамения Пресвятой Богородицы и придельные — св. Илии пророка и св. Николая чудотворца.

На высокую, красивую и изящную колокольню подвесили пять колоколов,

Над куполами церкви поставили золочёные кресты.

Для маленькой деревушки под названием Кузьминка , появление такого прекрасного сооружения было чудом, большим событием и праздником.

Дальше, расскажу вкратце, что было дальше с деревней, ее хозяевами и прекрасной Знаменской церковью.

Освящение храма, на которое приезжал сам архиерей, состоялось 22 мая, на день св. Николая.
Для сельчан был устроен бесплатный обед, им подарили платки и полотенца. Праздничное гулянье продолжалось до утра. Одновременно со строительством церкви построили дом для священника. Церковь обнесли кирпичной оградой (разобранной в 1940 году для строительства колхозной конюшни) с коваными воротами и калитками.

Прошли годы, хозяином имения стал сын Дмитрия Ирадионовича — гвардии штабс-капитан Александр Дмитриевич. Занимая пост Лебедянского предводителя дворянства в 1840-1846 годах и являясь членом Лебедянского сельскохозяйственного общества, он принимал деятельное участие в жизни уезда.

Согласно Спискам населенных мест 1862 года, Кузьминка (Знаменское) Лебедянского уезда была казённым и владельческим селом и располагалось по правую сторону торгового тракта из Данкова на Елец. В то время в нём имелось 32 двора с проживавшими в них 221 мужчиной и 217 женщинами. На правом берегу реки действовала водяная мельница.
После отмены крепостного права крестьяне получили наделы, стали изготавливать кирпич и перестраивать свои саманные жилища. По праздникам в районе церкви устраивались базары. Несмотря на тяжёлые времена, жизнь в селе стала меняться к лучшему.

Как прежде, село разделялось на Однодворскую и Барскую Кузьминки. Помещик Александр Радионович Кошелев, правнук первого кузьминского Кошелева, к тому времени, по рассказам старожилов, был уже пожилым слепым барином, узнававшим мужиков лишь по голосам. Особого расположения к крестьянам он не питал, однако, запомнился тем, что никогда не отказывал  им в нуждах и давал взаймы зерно и муку до нового урожая. Немалое имение Кошелева находилось под присмотром его жены и управляющего. Во владение входили большие, доходившие до Зверевского поля, наделы плодородной земли, огромный жилой дом, коровник, конюшня (село славилось своими лошадьми), крытый ток с конной молотилкой, амбары, кузня и плотницкая. В овражке на линии плотины располагался спиртзавод, работавший с осени по весну и поставлявший свою продукцию в Лебедянь. Чудесный фруктовый сад с кустами сирени и акации, цветочными клумбами и оранжереей был окружён высокой кирпичной оградой. Здесь, на возвышении в большой застеклённой резной беседке звучал патефон, часто собирались гости, соседи — лебедянские купцы и помещики. По устроенному спуску они сходили к реке, где у воды располагалась специально оборудованная купальня.

С приходом октябрьских событий имение Кошелевых разорили.
Старый барин с семьёй, сложив самое необходимое на повозку, поспешно покинул село. Некоторое время Александр Радионович занимал должность председателя Союза Землевладельцев Лебедянского уезда и посылал в столицу телеграммы, пытаясь защитить оставшиеся имения уезда от взбунтовавшихся крестьян. Но к бывшим помещикам, в то время, уже не пытались прислушиваться. В Кузьминке же местные "активисты" во главе с братьями Коновыми разрушили помещичий дом, растащили имущество, вырубили роскошный сад. Не уцелел и известный в округе Кошелевский винокуренный завод: постройки сломали, а две большие спиртовые ёмкости прострелили, и спирт из них долго стекал на землю, пропитав гору на несколько метров. Рассказывают, что после этого ушлые кузьминские мужики ни один месяц копали в этом месте глину, отвозили домой и умудрялись получать из сырья первосортный самогон.

Когда грабить было уже некого и нечего, и страсти мародёров поутихли, наступило время строительства новой жизни.
Во время коллективизации, сгоняя скот и сваливая в одну кучу с/х инвентарь, руша старые порядки и ломая людские судьбы, в селе стали создавать колхоз "Волна революции". В 1930-х годах закрыли и разграбили церковь. Раскулачили сельского священника отца Василия, разрушили его дом, а вскоре взялись и за середняков. Многие стали уезжать, и село начало пустеть. И хотя даже после войны значительно сократившееся население продолжало здесь обитать, волна перемен всё же "смыла" Кузьминку с крутого берега Красивой Мечи. Жестокие и нерадивые председатели колхоза, неразумная политика страны по отношению к сельскому хозяйству заставляли жителей покидать насиженные родные места.
К 1975 году Кузьминка почти полностью опустела, а в 1982 году с ней попрощались последние её жители. Кузьминка прекратила свое существование.

Такое прекрасное, благодатное место на берегу реки на чернозёме и опустело...

Нашла информацию об это церкви здесь

Что же увидели мы, когда приехали туда из Москвы ...

Листайте галерею

Внутри все разорено и разрушено. Но люди сюда приходят...

Посмотрите галерею...

Церковь стоит на высоком берегу реки Красивая Меча

-5
-6

Она чудом, Божьим промыслом стоит на своем разрушенном фундаменте...

Смотреть больно

-7

P.S. Для меня дорог каждый новый подписчик и каждый лайк меня порадует