Авиацию можно условно разделить на малую и большую. С последней знаком каждый, кто летал на пассажирских самолетах. А малая, в свою очередь, создает технологический и кадровый фундамент для развития большой. Делегация из Нижнего Новгорода приехала обсудить возможности развития местной авиации в городской округ Серпухов, на аэродром «Новинки», который успешно работает более двенадцати лет.
Немного истории
У Серпухова — богатое авиационное прошлое. Летчик-испытатель Валерий Чкалов, летчица Марина Раскова и другие авиаторы начинали свой путь в нашем городе. «Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания» находилась на территории Введенского женского монастыря. Летное поле располагалось между устьем реки Нары, озером Долгим и городским бором.
Самолетный парк состоял в основном из старых машин импортного производства. Первые полеты начались весной 1923‑го. Одновременно для горожан устраивались экскурсии и полеты.
С мая 1924 года, в течение месяца, в школе обучался Валерий Чкалов. По окончании он получил звание летчика-истребителя.
С октября 1927 года школу перебазировали в Липецк, а потом в Оренбург, поскольку поставленные задачи требовали нового технического оснащения.
После передислокации школы «Стрельбом» в Серпухове остался небольшой авиационный отряд, преобразованный потом в Серпуховскую военную школу летчиков (1927–1941 гг.), которая выполнила во время войны свой долг и была расформирована в 1945‑м.
Однако авиация в Серпухове продолжает развиваться и в 21 веке. Более двенадцати лет в деревне Новинки-Бегичево функционирует аэродром «Новинки». Его история начиналась с грунтовой взлетно-посадочной полосы. Первый ангар был рассчитан на четыре самолета. Со временем построили новую асфальтовую взлетно-посадочную полосу, просторные перроны, комплекс огней ночного старта, ангары, административное здание и гостиницу.
Здание аэроклуба. фото пресс-службы администрации г.о. Серпухов
Сегодня на аэродроме базируется 50 воздушных судов — поршневые, турбовинтовые и реактивные самолеты, вертолеты, автожиры. Там же проводятся учебно-тренировочные полеты. Инфраструктура аэродрома позволяет пройти курс начального обучения будущим пилотам гражданской и спортивной авиации.
За штурвалами — единомышленники
Развитие малой авиации в целях внутреннего туризма стало одной из главных тем визита делегации из Нижнего Новгорода в Серпухов. В состав рабочей группы вошли Борис Николаев, основатель и генеральный директор аэроклуба «АБН Аэро»; Артур Батурский, заместитель министра экономического развития и инвестиций Нижегородской области; Антон Гаранин, заместитель генерального директора по стратегии и развитию АО «Корпорация развития Нижегородской области»; Владимир Борисов, директор центра авиации «Роскосмос».
На аэродроме «Новинки» участникам рабочей группы показали, как организован процесс, рассказали, сколько времени заняло выстраивание соответствующей инфраструктуры.
Делегация из Нижнего Новгорода знакомится с инфраструктурой аэродрома. фото пресс-службы администрации г.о. Серпухов
— В Нижегородской области много центров притяжения для туристов — Дивеево, Саров, Семенов, Городец. Для гостей и паломников остро стоит вопрос, как можно посетить все достопримечательности в сжатые сроки. Один из механизмов решения этой задачи — создание в регионе системы так называемых малых аэродромов, которые смогут обслуживать поток, в том числе туристов, используя для перемещения малые воздушные суда, — рассказал Антон Гаранин, заместитель генерального директора по стратегии и развитию АО «Корпорация развития Нижегородской области».
Кстати: «Корпорация развития Нижегородской области» — главный институт развития региона. Одной из задач является привлечение прогрессивных передовых практик социально-экономического развития со всей страны. По словам экспертов, Московский регион на сегодняшний день является лидером по развитию малой гражданской авиации в России.
Информация, которой поделились руководители аэродрома «Новинки», поможет оценить применимость практик для Нижнего Новгорода и определить потенциальный объем инвестиций.
Несмотря на то, что это проект социально-экономический, ведущая роль будет отведена частному капиталу при поддержке региона.
Как рассказали нижегородцы, для полноты картины визиты запланированы еще на несколько площадок, кроме Новинок: «Наша задача — рассмотреть все существующие возможности, сформулировать собственную концепцию, которая будет максимально адаптирована под задачи Нижегородского региона, и вынеси ее на рассмотрение правительства», — подчеркнул Антон Гаранин.
Аэродромы малой авиации обеспечивают базу для пассажирского и туристического сообщения.
— Сейчас мы в процессе ознакомления, у нас с собой сокращенный список, в нем «всего» 70 позиций. Предварительно договорились о том, что создадим рабочую группу. Наша главная задача — попытаться максимально использовать опыт коллег, а он большой и успешный. Мы понимаем, что есть основы для инициатив на уровне правительства Российской Федерации, которые мы также совместно сможем оформить. Речь идет о формулировке единой концепции аэродромов малой авиации, которая, с одной стороны, будет отвечать всем критериям и требованиям федерального законодательства, а с другой — будет понятной и экономически эффективной для масштабирования на территории страны, — прокомментировал Антон Гаранин.
фото пресс-службы администрации г.о. Серпухов
Делегации интересно было посмотреть на вопрос всеобъемлюще, поскольку ценность создает и та инфраструктура, которая находится рядом с посадочной полосой, — авиационный учебный центр, места для хранения воздушных судов и поддержания летной годности.
Аэродром «Новинки», конечно, не сравнить по масштабам с Шереметьево или Внуково, однако это достаточно сложный технический комплекс, который регулируется значительным объемом статей воздушного кодекса и российского законодательства. В работе много нюансов, в том числе — нормативно-правовых. Участники рабочей группы отметили, что учесть эту часть — тоже одна из задач встречи.
— Мы приятно удивлены, насколько далеко продвинулись коллеги. Увидели здесь поддержку и позитивный настрой на сотрудничество. Я сам пилот, и мне очень приятно видеть единомышленников, которые сидят за штурвалами, и мы с ними говорим на одном языке. Думаю, что пилот пилота всегда поймет и договорится, какая бы задача ни стояла, — подвел итог встречи Антон Гаранин.
После теоретической части гостям показали учебный центр на аэродроме «Новинки», инфраструктуру, посадочные площадки, помещения для технического обслуживания, а также познакомили с условиями, которые создаются для развития авиации.
— Мы бы хотели поделиться нашими наработками с представителями других аэродромов. Организовать консорциум для создания транспортной системы всероссийского масштаба на маломестных самолетах и возродить местную авиацию в стране, — отметил Борис Николаев, руководитель «АБН Аэро».
Пока нижегородская делегация приехала на машине, но, кто знает, возможно, эта встреча станет точкой взлета для многих проектов.
Автор: Полина Никитина