Найти в Дзене

Леденящая жажда скорости

Оглавление

Будущие инженеры вернулись с автогонок «Байкальская миля» с победой

Арслан Тиников впервые участвовал в гонках на скорость. Фото предоставлено студенческим конструкторским бюро «Формула Студент»
Арслан Тиников впервые участвовал в гонках на скорость. Фото предоставлено студенческим конструкторским бюро «Формула Студент»

В мире отечественного автомотоспорта март отметился международным фестивалем скорости «Байкальская миля», прошедшем на озере Байкал. Всего в соревнованиях приняли участие 90 пилотов, 41 команда и более ста единиц разнообразной техники — от тяжелых машин серийного производства до штучных изобретений.

Башкирию представила команда Уфимского университета науки и технологий в лице единомышленников студенческого конструкторского бюро «Формула Студент», базирующегося на кафедре двигателей внутреннего сгорания.

Гонщики совершали заезды в двух дисциплинах — 1/8 мили и одна «байкальская» миля (1642 м). Последняя соответствует вовсе не длине дистанции, а глубине озера, над которой была проложена. На обеих дистанциях уфимские студенты, представившие изобретенный ими спортивный болид, завоевали первое место в своем классе.

Вернувшись, они поделились впечатлениями о поездке.

По морозу на скорости 100 км/час

— Болид, с которым мы выступили, изобретали для предстоящих гонок «Формула Студент Россия». Узнав, что на Байкале проводятся соревнования на скорость, решили испытать его, чтобы посмотреть, как машина поведет себя в суровых зимних условиях, — рассказывает аспирант, старший преподаватель кафедры двигателей внутреннего сгорания и руководитель студенческого конструкторского бюро «Формула Студент» Максим Разяпов.

Команда отправилась из Уфы в составе десяти человек — аспирантов, магистрантов, студентов вуза, техникума и даже школьника. Все они так или иначе участвовали в создании болида.

На Байкале машину пилотировал 19-летний Арслан Тиников. Будущий инженер учится на втором курсе. Он хотя и опытный гонщик, но соревнования такого масштаба, да еще на скорость были для него в новинку.

— Еще учась в десятом классе, через соцсети узнал, что в УГАТУ есть команда конструкторов. Стал следить за их деятельностью, потому что и сам в то время увлекся машинами и инженерией. К окончанию одиннадцатого класса передо мной не стоял вопрос, куда поступать. После зачисления на первый курс увидел объявление, что идет набор в команду. Пришел и остался в ней. А так как я вожу автомобиль и люблю гонять на картинге, мне доверили пилотирование болида, — рассказал студент.

С Байкала он вернулся вдохновленный природными красотами и успехом на соревнованиях. Протяженные дистанции позволяли разогнаться до максимальной скорости на льду — 115 км/час. Впервые в России такая машина была испытана холодом.

— Она рассчитана на езду в теплое время года. Рама полностью открытая, что было испытанием и для меня. Также я чувствовал все неровности трассы, как бы хорошо ее ни готовили. Болид легкий, и задние колеса на скорости немного даже отрывались от земли. К тому же в Уфе я редко езжу на нем зимой — всего пару раз за сезон. Поэтому понадобилось время, чтобы привыкнуть к зимним шинам. Машина все равно немного буксовала на льду, — вспоминает пилот. — По приезде на Байкал возникли проблемы с аккумулятором, который не выдержал низких температур.

Пришлось его менять. Однако все эти мелкие трудности не помешали нам показать достойный результат.

Руководитель команды подтверждает, что успешно выступить в таких экстремальных условиях — все равно что покорить Эверест. Болид не подвел, значит, сработали хорошо на этапе его проектирования и изготовления. А благодаря выступлению на Байкале поняли, как сделать его еще лучше. Например, стоит поработать над аэродинамикой.

— Это нормально — постоянно улучшать машину и дорабатывать ее. Даже на «Формуле-1», где команды с высококлассными специалистами и многомиллионными бюджетами, работа над болидом идет практически до самых стартов, — говорит Максим Винерович.

Наука и практика

Болид уфимской команды не будет простаивать долго. В первых числах августа на автодроме «Игора Драйв» в Ленинградской области стартует инженерное соревнование «Формула Студент Россия», к которому наши студенты активно готовятся. Для сведения: это не гонки, а международный образовательный проект. Для участия в нем студенческие команды за год создают болиды, с которыми затем выступают. Каждый год — новая машина, спроектированная в соответствии с техрег­ламентом соревнований. Мало реализовать проект, его надо защитить перед строгим судейством, которое состоит из лучших инженеров-конструкторов ведущих автопредприятий страны.

Так, болид с четырехцилиндровым двигателем внутреннего сгорания, испытанный на Байкале, имеет объем двигателя 600 куб. см, максимальная мощность — 84 л. с., за четыре секунды машина способна разогнаться до 100 км/час.

— Необходимо обосновать свою идею, применение определенных материалов, стоимость болида, рассчитать его серийный выпуск, презентовать бизнес-план. То есть воспроизводятся условия предприятия в миниатюре — от замысла до производства. Машину студенты не только проектируют, но и собирают сами, создают комплектующие. На нашей кафедре для этого имеются металлообрабатывающие станки, сварочное оборудование, 3D-принтеры. В вузе есть лаборатории для работы с композитами. Некоторые детали по нашим чертежам изготавливаются на предприятиях, например, на УМПО. На «Формуле Студент» машина проходит техническую инспекцию. При малейшей неточности вся годовая работа команды может потерпеть фиаско, — говорит руководитель студенческого конструкторского бюро. — Так ребята на практике учатся применять получаемые в стенах нашего вуза знания. К окончанию учебы они приобретают весомые конкурентные преимущества на рынке труда. Знают, как проектировать, программировать, конструировать, изготавливать детали.

Через студенческое конструкторское бюро проходит в среднем по сто человек в год, но остаются только те, кому по-настоящему интересно конструировать, тратить свободное время на кропотливую работу, остающуюся за кадром. А гонки, как вишенка на торте — тестирование изобретения в действии. На «Формуле Студент» болид предстоит продемонстрировать в таких динамических дисциплинах, как трасса-восьмерка, спринт, энергетическая эффективность, и самое главное и сложное — гонка на выносливость. Арслан Тиников и другие ребята готовятся к ним заранее.

— Выносливость — самая важная дисциплина, покоряется немногим. Это последняя гонка соревнований на 50 километров, подтверждающая, насколько правильно спроектирована машина. Если что-то сделано плохо, обязательно будет поломка, но останавливаться на починку запрещено. Обнаружился дефект — экипаж снимается с дистанции и получает за нее ноль баллов, — говорит Арслан.

Ребятам хочется взять в этом году долгожданный реванш. В 2022-м команда заняла третье место, годом ранее — второе.

Болид с двигателем внутреннего сгорания, испытанный на Байкале, не первая и не единственная разработка команды студентов при наставничестве Максима Разяпова. Есть и другие проекты, в том числе по заказу производителей с перспективой серийного выпуска. К примеру, гибридный снегоход. А на «Байкальскую милю» ребята изначально планировали поехать с болидом на реактивной тяге, но не успели его доработать. Параллельно уже идет проектирование электрического болида. Его также планируется представить на «Формуле Студент» в августе.

Коварный лед преподносил сюрпризы. Фото предоставлено студенческим конструкторским бюро «Формула Студент»
Коварный лед преподносил сюрпризы. Фото предоставлено студенческим конструкторским бюро «Формула Студент»

Болид зимой можно увидеть только на «Байкальской миле». Фото предоставлено студенческим конструкторским бюро «Формула Студент»
Болид зимой можно увидеть только на «Байкальской миле». Фото предоставлено студенческим конструкторским бюро «Формула Студент»

Автор: Алина ДМИТРИЕВА