16 марта в прокат РФ вышел основанный на реальных событиях фильм-катастрофа «На солнце, вдоль рядов кукурузы», который не только спродюсировал, но и снял Сарик Андреасян. Рассказываем о том, каким получился фильм по мнению пассажиров того самого рейса.
15 августа 2019 года самолет Airbus A321-211 «Уральских авиалиний», летевший рейсом Москва — Симферополь, практически сразу после взлета столкнулся со стаей чаек. Оба двигателя воздушного судна вышли из строя, и командир экипажа Дамир Юсупов совершил экстренную посадку на находившееся поблизости кукурузное поле: самолет был разбит и не подлежал восстановлению, но все пассажиры были спасены.
Каким получился фильм и о чем он говорит
В продюсерском чутье Сарику Андреасяну по-прежнему не откажешь (мы подробно писали о его творческом методе здесь). В руках другого постановщика из этой истории вполне могло получиться российское «Чудо на Гудзоне» (аналогичный реальный случай, произошедший с вылетевшим из Нью-Йорка авиалайнером, только с посадкой на воду), но в сложившейся реальности «На солнце, вдоль рядов кукурузы» был обречен с самого начала.
В общей сложности полет Airbus A321-211 занял меньше трех минут, но в Голливуде уже давно научились превращать такие истории в большие и содержательные фильмы. Одно из главных правил — поставить саму катастрофу в первую треть картины, а потом подробно рассказать, как она изменила жизни попавших в нее людей.
В случае с «На солнце, вдоль рядов кукурузы» сценаристу Алексею Гравицкому не хватило то ли желания, то ли способности сказать своей историей хоть что-нибудь. Пока на экране разворачивается сама катастрофа, а Дамира Юсупова (Егор Бероев) проводят через все возможные штампы «поверившего в мечту» мальчика, короткие истории пассажиров превращаются в пошловатые анекдоты: «не решался позвонить маме — сразу же позвонил», «тянул с предложением девушке — сделал», «постоянно работал — научился отвлекаться».
И даже с обилием второстепенных персонажей 90-минутный фильм кажется чудовищно затянутым — во многом потому, что фактически состоит только из завязки, флешбэков (зачастую — не развивающих сюжет) и идущих подряд пяти-шести концовок, каждая из которых могла бы стать точкой в этой истории. Когда схематичный сценарий заканчивается, а хронометража по-прежнему не хватает, в «На солнце, вдоль рядов кукурузы» вставляют сразу два блока реальных кадров с места событий.
Что в фильме есть? Подготовка к полету, полет, посадка, благодарные пилоту пассажиры. И все. Чего в фильме не хватает? Мы спросили у самих героев этих событий.
Любовь Вексина
инженер, пассажирка рейса
Галина Елисеева
бьюти-эксперт, предпринимательница, пассажирка рейса
Что показано близко к реальности
Пассажиры вели себя спокойно и цивилизованно
Вексина: Когда мы приземлились, не было больших эмоций. Никто не визжал, не кричал. Каждый начал спасаться. Я сидела очень долгое время, а потом только кинулась выходить. И у пилотов было то же самое. Я удивилась тому, что в фильме все так и показали.
Нам было понятно, что самолет падает, но все случилось так быстро, что паника просто не успела начаться. Болтанки не было. Все в своих мыслях. Нас еще Дамир спрашивал: «А чего вы молчали?» А мы ответили, что даже не успели закричать. Когда двери открывали, только одна женщина закричала: «Дети, выводите детей!», и все.
Елисеева: Страшные звуки в салоне появились практически сразу. Мы подумали, что самолет был сломанный.
Я переживала и не подавала вида, что мне плохо, потому что рядом со мной сидел ребенок. В другом случае, наверное, визжала бы. Половина пассажиров была с детьми. Я сразу вспомнила «Меланхолию» фон Триера, когда было очевидно, что миру конец, на них летит эта планета, а люди строят шалаш, потому что с ними ребенок.
Крики были слышны, когда самолет уже сел. Люди начали суетливо выбегать, потому что боялись возможного взрыва. Кто-то кричал: «Быстрее, выходим!», но как-то сразу это загасилось. Люди действовали и помогали друг другу. Меня потрясло, как вели себя стюардессы: они сняли туфли и резво бегали по салону, помогая пассажирам. Может, это хороший способ переключиться — не думать о том, что сейчас умрешь.
В какой-то момент перед ударом я расслабилась. Я не хочу сейчас какого-то пафоса, но я себя по факту отдала в руки Богу. Вошла в трансовое состояние. Я подумала: ну чего я буду напрягаться? От меня вообще ничего не зависит. Я нашла в себе это переключение, и тут мы начали группироваться. Дочь у меня спрашивает: «Ты чего, мам, не группируешься?», а я переключилась.
Часть историй пассажиров перенесли на экран
Вексина: Часть историй взяли из реальной жизни. Например, с нами действительно летела пара, которая потом сразу поженилась. Девушка никогда не летала, парень ее уговорил. Мальчик, который с мамой поссорился, тоже был.
Был еще парень, который вставил наушники в уши и ничего не слышал и не видел. Его родственники дергали, а он отвечал им: «Да все нормально». Он смотрел фильм.
Одну женщину ребенок спрашивал: «Этот огонь… так должно быть?» А родители ответили: «Да, все нормально» — и обняли его. У нас была надежда на то, что это не конец.
О чем в фильме не говорится
Пассажиры рейса собирались судиться с авиакомпанией, а расследование длилось не один год
Елисеева: Когда мы ехали в автобусе после крушения, мы обменивались контактами, чтобы совместно подавать в суд. Так появился чат, где мы до сих пор время от времени общаемся. Люди были озлоблены. Да, все были рады, что спаслись, но в то же время решили, что это дело нельзя оставлять просто так.
Но когда нам стали перечислять по 100 тыс. на счет буквально через два-три дня, все быстро успокоились. Это небольшая сумма, но это был и не бизнес-класс. Кто летел на самолете? Простые, небогатые люди. К тому же нам очень быстро привезли багаж.
Когда приехали в аэропорт, нас всех допрашивали сотрудники МВД, а спустя год еще отдельно вызывали мою дочь, потому что в момент крушения она была слишком маленькой. Расследование шло очень долго. Дамира «спасли» званием Героя России, но угроза уголовной ответственности над пилотом висела долго. Он действительно боялся, что неизвестно чем это все закончится. И нас с пристрастием допрашивали, не формально — они действительно пытались выяснить, что случилось.
Пассажиры рейса образовали сообщество
Елисеева: Лучше бы они сняли документалку и разговоры с людьми. Что они там накрутили своего — каких-то анекдотических картонных историй — это лишнее. Если бы с людьми поговорили и смонтировали это все, было бы ценнее. Ткань живой жизни гораздо интереснее.
У меня один из пассажиров записан как «Леонид, самолетный брат». Если бы крушения не случилось, мы бы никогда не начали общаться. Разные фильмы смотрим, разные книги читаем, по разным дорогам ходим. А вот тут он для меня стал самолетным братом. Эти люди стали мне чем-то дороги, хотя мы из разных миров.
Снять бы кино про вот этот процесс социальный — как люди могут сблизиться после такой экзистенциальной встряски. И как переживают последствия. Нам вот первое время не хотелось говорить о катастрофе — мы занимались медитацией, у нас была перезагрузка.
Человек смертен, и внезапно смертен. Ты обычно это знаешь, но тут мы получили яркое напоминание. Я не хотела умирать, потому что еще ничего не успела сделать в этой жизни. Я еще не реализовалась и не пережила то, что должна была пережить. Это реально экзистенциальный вопрос. Как можно было свести его к пошлому «он помирился с мамой»? Я, например, со своей мамой не помирилась. Зато поняла, что меня не любит бойфренд. Я чуть не погибла, а по его глазам поняла: ему все равно. Две недели потом думала только об этом.
Дамиру предложили стать депутатом, но он отказался и продолжил летать
Елисеева: Пилот попал как кур в ощип. Потому что это была единственная за долгое время позитивная новость. Он реально герой, и я к нему отношусь очень хорошо. Потому что он не пошел в эту «Единую Россию», хотя мог бы. Представляете, ты Герой России, тебе предлагают работу и деньги, а ты этим не пользуешься.
Я не знаю, как он к этому относится, но никаких восторгов по поводу случившегося не проявлял. Он очень сдержан. Благородный скромный человек. Может, он и наделал ошибок — он к тому моменту был командиром всего год. Он поздно стал учиться, это была мечта. Он сам в шоке, что все так случилось.
Что пассажиры думают о работе режиссера
Елисеева: Я рада, что фильм сняли. Даже такой чудовищно плохой и бездарный. Потому что это действительно событие, дающее надежду. И вот этот мальчик, который сказал: «Идем на солнце, вдоль кукурузы», — это же правда почти Хемингуэй. Фильм не имеет никакой ценности, но само событие ценно.
Вексина: Это фильм о том, что человек идет к цели, не переступает через себя, честно ведет себя по жизни. Дамир выбрал профессию, работает в ней и никого не осуждает и не обсуждает. Где надо отвечать за поступки, отвечает. Рада, что у него это все получается.
Фото: Личный архив Галины Елисеевой
Автор: Вадим Елистратов
[data-stk-css="stk1dkKg"]:not(#stk):not(#stk):not(style){width: 150px; margin: 0 auto} [data-stk-css="stkw3B-J"]:not(#stk):not(#stk):not(style){width: 150px; margin: 0 auto}