Классный сонграйтер Виктор Робертович Цой делил песни на те, что можно спеть и на те, что нельзя.
Помню его фразу из интервью, когда о каком-то из коллег, могу ошибиться, но по-моему, о Кинчеве, он говорит: “Он пишет песни, которые можно спеть”.
И это очень точное наблюдение. Что оно значит? Для меня - вот что.
Все завзятые меломаны и те, кто к музыке равнодушен, рано или поздно оказываются за столом, с выпивкой, с хорошей закуской. Встретились, новости обсудили, посплетничали. И вот под рукой оказывается гитара - тянет попеть.
Я, когда выпью, пою Цоя, Янку и Оборону. В основном.
Но в памяти выплывает и что-то еще любимое.
Алиса “Сумерки”, Сплин “Бонни и Клайд”, ЧайФ “С войны”. И снова Цой, и снова “Алиса” и так далее. Затянуться данные песнопения могут на много часов.
Нереально спеть, например, песни “Арии” в компании. Не поют такое. Даже если группа очень нравится.
А “Пачку” и “Восьмиклассницу” с “Последним героем” - поют. И “Алюминиевые огурцы” - поют. Хотя текст песни “Алюминиевые огурцы” мог написать только очень смелый автор, уверенный в своих силах. Это психоделия, ставшая хитом.
Летовская “Моя оборона” - психоделия не меньшая. Но и ее с удовольствием поют!
Как я уже писал, в моей компании группу “Король и Шут” слушали, но петь ее под гитару?? Застольной стала только “Прыгнуть со скалы”, в которой нет сказочного сюжета.
От чего зависит попадание песен на подкорку? Когда ты, находясь в любом состоянии, помнишь текст и аккорды?
Наверное, от таланта, от чутья, от вкуса авторов таких песен.
Например, у Цоя поделки типа песни “Прохожий” по пальцам одной руки можно перечесть. А хитов, ставших по-настоящему народными, - полно.
Кинчев - из той же когорты, но петь его получается уже меньше.
Не знаю почему, но никогда мы не пели Шевчука, у которого пара-тройка неплохих и потенциально застольных песен все же наберется. Не было в виш-листе, чего надо спеть, и Макаревича c Гребенщиковым. Да и любимый мною Майк, отличный текстовик, тоже не замечен в написании каких-либо застольных хитов.
Чудеса, да и только.