Найти тему

Речь – инструмент идеи! Чего же боле?

Замечательно, как высказано ранее, речь у нас является инструментом управления обществом. Но тут много чего вытекает, точнее, есть о чём поговорить. Ещё речь то, что знаменуется звуком. Но не простым звуком, а упорядоченным в человеческой, допустим, речи. Ага, порядок начинается с речи? Нет, тут надо тщательно обсуждать, пожалуй.

Ладно, не упускаем из вида учебный курс риторики. И тут встречается утверждение, которое заставляет несколько оглянуться назад. Почему? Мы поднимали тему сознания. Было высказано мнение, что инструментами сознания являются, вероятно, эмоциональность либо ментальность. Если речь – это инструмент, то в его основе может лежать сознание. В то же время речь – инструмент управления обществом, следовательно, о каком сознании идёт речь? Надо полагать, что об общественном сознании, а это, в свою очередь, отправляет нас к понятию культуры. Вот оно как, о культуре также поведано в риторике с научной точки зрения, но в чём здесь суть?

Оказывается, «степень культуры зависит от развития форм коммуникации в обществе».[1] Вообще-то понятие коммуникации переплетается с понятием взаимодействия в сфере общения. Каков уровень взаимодействия, такая и культура «на выходе». Заметим, если речь есть инструмент управления обществом, то он работает через культуру. И в чём выражается богатство той или иной культуры? Здесь преимущество получают те страны, где развивается язык. Очень хорошо, выходит, во всяком случае, вывод данный напрашивается, природа культуры во многом информационная. Чем тогда является речь? «Общественная речь – форма выражения общественного сознания».[2] Хотелось бы дальше несколько подумать.

О, и наша великая дума о том, как могут соотноситься речь и мысль. Речь – инструмент мысли? Как таковая речь предполагает формулирование мыслей в виде языка (средства общения). Вместе с этим, важно ещё, что благодаря речи наши мысли становятся понятными для других при восприятии языковых оборотов. В общем подходе, тут мы не рассматриваем частности. Другими словами, мысль подлежит объективизации в режиме речи. Мысль как бы проявляется из субъективной реальности. А «внутри себя» ничего не стоит общаться и без речи, только ментально. Получается, что мы озвучиваем мысли, придаём мыслям некое звуковое выражение. Следует отметить, речь может быть, как правильной, так и неправильной. И правильная речь (особым образом упорядоченная) вполне способна создать ментальный образ. Образ, в котором будет «упрятан» соответствующий замысел. Ситуация коррелирует с практикой формулирования мыслей и появлением понятий.

Понятие, по существу ментальный образ, выступает «хранителем» идеи, между прочим. А что звук? Звук (или речь), скорее всего, есть проводник идеи. Если речь, не раз уже сказано, есть инструмент управления, то этот инструмент не чей-нибудь, а идеи! Идея, образно выражаясь, всегда звучит. Но идеи различаются по звуковым характеристикам, в методологическом плане. И чего? Да просто, в виде звука может распространяться идея! Кроме того, идея в формате звука является, судя по всему, процессом управления. Как вам версия?

Общество управляется посредством распространения идей в человеческих культурах. Правда, многое зависит от уровня понимания этих самых целевых идей. А речь можно признать методом «приведения в действие» идеи или же продвижения той или иной идеи. Часто, бывает, специально внедряют идею в общественное сознание, чтобы добиться поставленной цели управления. Это обстоятельство и выражается в культуре.

Таким образом, звук – серьёзный фактор управления. Прислушаемся к своей речи, может и не всегда следует придаваться банальной болтовне? «Казалось бы, что может быть проще умения говорить – и что сложнее искусства «умное слово молвить», владеть языком и вследствие этого житейскими обстоятельствами? И в этом смысле Мир управляется Словом, но Слово основано на нравственной Мысли и воплощается в полезных Делах», - указано в учебном издании.[3] А ведь Слово, чего же боле? Кстати, на наш взгляд, здесь потребуется закономерное продолжение.

[1] Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 4-е издание, стереотип. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. С. 7

[2] Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 4-е издание, стереотип. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. С. 8

[3] Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 4-е издание, стереотип. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. С. 8